КАЛАЧАКРА


 КРУГ ВРЕМЕНИ

Общие тексты

Шамбала


Поскольку Шамбала играет выдающуюся роль в системе Калачакры, многих интересует, что такое Шамбала на самом деле и где она расположена. Нет сомнений, что именно из искаженного названия Шамбалы развил свой миф о Шангри-ла – тайном рае на Земле западный писатель-романтик Джеймс Хилтон. Хотя такое место в мире, которое представляет Шамбалу, и может существовать, оно не является реальной землей из некоего мифа. Шамбала не может быть обнаружена на этой планете или даже в другом дальнем мире. Тем не менее, она является миром человеческим, в котором все благоприятно для духовной практики, а в особенности для Калачакры.
 
Мастера медитации  написали руководства на санскрите и на тибетском языке для достижения Шамбалы. Они описывают путешествие как физическое только до определенного момента. Путешественник должен повторять миллионы мантр и других специальных практик, чтобы прибыть к своей конечной  цели. Путешествие в Шамбалу, таким образом, - прежде всего духовное путешествие. Цель получения посвящения Калачакры – не достижение Шамбалы и не перерождение в ней, но, как и  во всей остальной Махаяне, или «обширной колеснице» буддийских практик, - обретение Пробуждения здесь и  сейчас ради блага всех. Посвящение закладывает семена, наделяющие нас способностью достичь этой цели, и помогает очистить некоторые из наиболее грубых внутренних помех,  препятствующих этому достижению.

Местоположение Шамбалы

Так же, как современная наука описывает галактики и Вселенную в общем как имеющие центр, вокруг которого все вращается, и Калачакра рисует каждый мир имеющим ось, но в форме горы, называемой Меру. Континенты в действительности не вращаются вокруг ядра – горы, но окружают ее, оставаясь неподвижными, в то время  как Солнце, Луна, планеты и звезды вращаются наверху. Масса земель разделена на двенадцать континентов, что параллельно делению эклиптики на двенадцать знаков зодиака. Эклиптика – это полоса неба, по которой курсируют Солнце, Луна и планеты. Северная половина южного континента поделена по горизонтали на шесть регионов. Индия – самый южный из них, в то время как Шамбала – пятый.
Далее в первой главе представлены расчеты длины кратчайшего дня зимы в этих шести регионах. Базируясь на них, Шамбала может быть идентифицирована с регионом, окружающим гору Кайлаш – гору в Юго-Западном Тибете, священную как для индусов, так и для буддистов. Это имеет смысл, поскольку, по тибетской этимологии, Шамбала означает местопребывание блаженства, синоним как для индуистского бога Шивы, так и для образа Будды Херуки. В индуизме гора Кайлаш рассматривается как резиденция Шивы, а в буддизме – как главная резиденция Херуки. Некоторые ученые отождествляют три района между Индией и Шамбалой – Бхотию, Ли и Чин – как Тибет, Хотан и Китай, а затем предполагают, что Шамбала находится где-то в Восточном Туркестане (современная китайская провинция Синцзян), но это кажется ошибочным. Эти три названия также используются соответственно для районов Терай, долины Катманду и Долпо в Южном, Центральном и Северо-Западном Непале. Шестой регион, Химаван, Страна снегов, - это общее название для Тибета.
Однако гора Кайлаш – это не реальная Шамбала, а только представляет Шамбалу на этой земле. В Калачакра-тантре говорится о четырех святых местах вокруг Ваджрасаны (Бодх Гайи), места, где Будда явил свое Пробуждение: Пятивершинная гора на востоке, гора Потала на юге, Шамбала на севере и Оддияна на западе. Эти особые места связываются соответственно с Манджушри, Авалокитешварой, правителями Калки и Гуру Ринпоче. Их можно отождествить с Утайшанем в Северном Китае, цепью гор Виндхья в Южной Индии, горой Кайлаш в Юго-Западном Тибете и Сват в Северном Пакистане. Однако, если мы отправимся в эти места, мы в действительности не найдем этих великих существ, живущих там, или даже их археологических следов. Как объяснялось ранее, путешествие в Шамбалу – духовное, а не физическое.

Шамбалинская война

Угроза вторжения

Первая глава продолжается обсуждением истории Шамбалы и в особенности тех времен первого правителя династии Калки, Манджушри-яшаса, в которые над страной нависла угроза вторжения варварских орд. Хотя учения Калачакры были представлены в Шамбале на протяжении семи столетий, они преимущественно изучались и практиковались при царском дворе. Большинство людей были индуистами, но чистые принципы индуизма пребывали в великом упадке. Различение между кастами было предельно жестким, и общество не было гармоничным. Царь видел, что, если его народ останется сильно разделенным, при том, что каждая группа не хочет есть и вообще иметь дело с каждой другой группой, тогда  не будет никакой возможности выстоять перед вторжением. Поэтому он решил объединить все касты в одну, сделав всех "ваджрными братьями и сестрами". Он совершил это тем, что собрал все население в грандиозном дворце мандалы Калачакры, который выстроили в королевском парке его предшественники, и передал посвящение всем, кто хотел в нем участвовать. Остальные наблюдали.
Намерение царя состояло не в том, чтобы всех обратить в буддизм. Вместо этого он объяснил, что каждая религия учит одним и тем же нравственным принципам, но, когда люди не следуют своей религии чистым образом, они отпадают от этих принципов. Присоединяя всех к одной касте в мандале Калачакры, он призвал свой народ вернуться к чистым учениям своих собственных религий. Только на такой основе они могли бы встретить лицом к лицу опасность, деморализующую их общество. Призыв царя  к единству и миру в процессе посвящения Калачакры актуален и сегодня. Наблюдателей на посвящении Калачакры не просят забывать их родные религии, но просят жить по своим идеалам и объединиться в братстве и сестринстве со всеми другими, поступающими таким же образом.

Варварские орды

Некоторые ученые отождествляют варваров, упоминаемых в литературе Калачакры, с мусульманами, но это необдуманное и безответственное заключение. Санскритское слово для варваров млеччха означает всякого, кто говорит не на санскрите, ест говядину и ведет себя грубо и жестоко. Индийцы использовали этот термин, чтобы обозначать всех захватчиков, начиная с Александра Македонского. Если мы проверим мировую историю, то вторжения варварских сил, враждебных к духовной свободе, действительно, кажутся  цикличными. Хотя в литературе Калачакры описывается много черт варваров, дающих основания предположить, что речь идёт о мусульманах, - например, что их традиция была основана в Мекке, имеет центр в Багдаде, мужчины обрезаются, а женщины носят вуали, затем, специальные религиозные методы для убоя скота и так далее, – тем не менее, представляется, что это не относится к исламу в целом.
В начале Аббасидского халифата, в особенности во время второй половины восьмого века и в начале девятого, фанатичные террористические группы атаковали ортодоксальных исламских суннитских правителей в Багдаде, Самарканде и повсюду, стараясь сбросить эту династию. Эти террористы следовали религии, которую они называли исламом, но которая в действительности была культом, скрестившим чистые учения Корана с многими иными доктринами, включая доктрины манихейства, другой религии этого времени. Тот факт, что литература Калачакры запечатлела список пророков этих варваров как включающих не только Адама, Моисея, Иисуса, Мухаммеда и будущего мессию Манди, но также и Мани, основателя манихейства, позволяет предположить, что в действительности «варвары» были какими-то из этих террористических групп. После своего поражения многие из них мигрировали на территорию современного Северного Афганистана, где столкнулись с полирелигиозным обществом буддистов, индуистов, зороастрийцев и мусульман. Их приход определенно мог рассматриваться как потенциальное вторжение варваров, и призыв ко всем соединиться  в гармонии и безупречно следовать нравственным принципам своих религий был обращен и к местным мусульманам также. Это важный момент, который надо помнить в нашем современном мире. В каждой религии есть фанатический, фундаменталистский, террористический элемент. Мы должны всегда быть внимательными к тому, чтобы не спутать политику этих  разрушительных маленьких групп с чистыми первоначальными учениями их исходных религий.
Буддийское решение относительно варварского терроризма и насилия состоит в том, что общество должно встретить его с этической солидарностью. Этот подход не уникально буддийский. В наше время многие религиозные и политические лидеры на всей планете  призывают к возврату к базовым нравственным ценностям. Царь Манджушри-яшас советовал своему народу исследовать свои обычаи и обычаи варваров. Если они обнаружили бы, что эти обычаи схожи, тогда их дети и внуки не смогли бы увидеть большую разницу между методами своих дедов и варваров. И если было бы так, они бы легче приняли правление варваров. Вера Манджушри-яшаса состояла в том, что, если мы немедленно прибегаем к насилию, когда имеем дело с угрозой себе и своему обществу, мы не отличаемся от диких варваров. Мы должны искать мирные решения.

Уровни значения Шамбалы

По всему, что говорилось выше, можно понять, что, с точки зрения современных историков, Шамбала, скорее всего, - это то, что является нынешним Афганистаном. Тот факт, что крупнейшие буддийские монастыри в этой области следовали доисламскому иранскому придворному обычаю в изображении двенадцати знаков зодиака вокруг потолка в своих главных залах, добавляет уверенности этой гипотезе. Фигуры, представляющие двенадцать знаков зодиака, также окружают мандалу Калачакры. Таким образом, точно так же, как различные цели требуют различных описаний Вселенной, тот же принцип верен и относительно Шамбалы.  Для объяснения подсчетов длины самого короткого дня в году Шамбала является областью горы Кайлаш. Для объяснения исторческих циклов вторжений она – Северный Афганистан. Ради духовных целей она – состояние сознания, которое может быть достигнуто только путем интенсивной медитативной практики. Шамбала, таким образом, - это просто название, даваемое различным местам, относящимся к конкретным нуждам. В абсолютном же смысле Шамбала не может быть обнаружена.
Адекватное понимание этого пункта – это то, что устраняет подозрительность относительно источника происхождения и достоверности практик Калачакры. Традиционно говорится, что Будда проповедовал Калачакру 2800 лет назад и что Калачакра сохранялась в Шамбале и была заново представлена в Индии посредством передачи, полученной в видении. Для большинства современных людей это звучит скорее невероятно, и они естественно сомневаются, является ли Калачакра достоверным учением Будды.
Дхармакирти, мастер индийского буддизма, живший в VIIв., объяснял, что, если   учение совпадает с тем, что объяснял Будда, и эффективно для достижения установленной им цели Освобождения или Пробуждения, тогда мы можем говорить, что его источник – это всеведущее сознание Будды, вне зависимости от того, распространял ли в действительности исторический Будда это учение или нет. Таким образом, ради цели обретения убежденности во всеведущем сознании мы можем обозначить источник учений Калачакры как Будда и Шамбала. Ради цели исторического анализа мы можем утверждать, что его источники – это буддийские монастыри Северного Афганистана девятого века. С точки зрения пустоты и зависимого происхождения здесь нет противоречия. Поскольку учения Калачакры совпадают с другими системами, которым учил Будда, и их практика определенно приводит к подразумеваемым в ней результатам, чему свидетельством является Его Святейшество Далай-лама и другие великие мастера Калачакры современности, мы можем успокоиться в уверенности, что это посвящение – вход на надежный духовный путь.

Пророчество о будущей мировой войне

Царь Манджушри-яшас предрек будущее варварское вторжение в 2424 г., когда  анти-духовные силы затеют вселенскую войну на захват или разрушение, не ограничиваемые этой планетой. Он посоветовал, чтобы люди этой будущей эпохи объединились таким же образом, как и его подданные. Он также предсказал, что силы со стороны Шамбалы, направляемые двадцать пятым правителем Калки, прибудут в это время на летающих кораблях, чтобы повернуть ход битвы и разбить вторгшиеся орды. На основе этого предсказания некоторые люди предположили, что Шамбала существует где-то во внешнем пространстве и что ее обитатели путешествуют на летательных аппаратах. В качестве подкрепляющего свидетельства они приводят верования аймарских индейцев Боливии и зулусов Южной Африки, что несколько тысячелетий назад  внеземные существа принесли науку создания календаря и другие технологические умения на нашу планету. Мы должны, однако, быть осторожными, чтобы не совершать прыжка к скоропалительным заключениям. Хотя буддизм принимает присутствие разумной жизни в других частях Вселенной, но, как только мы открываем дверь для героев из внешнего мира, парящих на летающих блюдцах, мы открываем дверь и для ведьм, летающих на метле.
Комментарии на Калачакру объясняют, что войны против духовности должны пониматься на двух уровнях: как вторжения внешних орд варваров и как атаки внутренних скоплений варварских омрачений, направляемых заблуждением относительно реальности. Различные виды вооружения и силы, упоминаемые царем,  которые должны быть использованы для победы, символизируют различные постижения, обретаемые посредством духовной практики, такие как сострадание, ясное видение реальности и так далее. Дом этих сил находится в сознании ясного света, которое, как и Шамбала в её этимологическом значении, суть сфера блаженства.
Гелугпинский комментатор Калачакры  пятнадцатого века Кэдуб-чже предостерег, что не надо рассматривать эти войны только на символическом уровне, и просил помнить, что они относятся также и к историческим событиям. Внешний, внутренний и изменяющий круговорот времени равно реальны. Самый близкий пример в западной культуре - история об исходе в Ветхом завете. В мистической традиции иудаизма исход символизирует духовный путь. Рожденные в рабстве заблуждения, мы сначала должны освободить себя от наиболее грубых цепей и затем брести по пустыне дальнейшей духовной практики, пока не найдем землю обетованную. Этот символизм основан на исторических событиях, и его применение в качестве аналогии не ставит под вопрос тот факт, что событие действительно происходило. То же самое верно и относительно предреченной войны будущих времен.

Делясь технологиями, предотвратить войну

Как наилучшим образом действовать перед лицом угрозы войны? Царь Манджушри-яшас предположил, что передача достижений нашей культуры может отвратить захватчиков от их варварских методов без развязывания войны. Если другие смогут оценить преимущества, предоставляемые более чистым образом жизни, и  эти достижения будут им доступны, тогда они легче смогут оставить свои насильственные методы. Царь использовал при этом пример с предоставлением технологических знаний Шамбалы для варваров и предостерег против хранения таких знаний в тайне. Мудрый совет царя уместен и сегодня. Всеобщее образование и равные возможности для самосовершенствования – это наиболее могущественные методы для предотвращения жестокого преступления.
Во времена царя Маджушри-яшаса были составлены и запущены в обращение таблицы положений планет, чтобы людям не нужно было производить сложных математических расчетов самостоятельно. В некоторых обществах того времени, однако, это было сделано с той  целью, чтобы народ скорее потерял способность и умение проделывать вычисления самостоятельно. С одной стороны, это вынудило бы людей  опираться на пандит, так называемых «экпертов», которые могли эксплуатировать невежество людей ради своей экономической выгоды и социального статуса. С другой стороны, это делало общество подверженным обману, поскольку те, кто распространял таблицы, могли с легкостью их подделывать.
Лидеры в те времена планировали восстания и нападения на основе благоприятных астрологических знаков. Стратегия, базирующаяся на позициях планет, данных в мошеннических официальных таблицах, была бы неправильна, и никто не имел бы знаний, чтобы проверить или исправить их. Чтобы  избежать такой эксплуатации, было существенно важно, чтобы математика оставалась широко доступной каждому для обучения. Именно по этим причинам первая глава Калачакра-тантры знакомит с  математикой для расчета положений планет, времени затмений и создания лунного календаря, соотносящегося с солнечным годом.
Мы встретимся с подобными опасностями и в наше время, если люди станут настолько зависимы от калькуляторов и компьютеров, что не смогут больше производить простых арифметических подсчетов. И если мы вспомним, как трудно исправлять компьютерные ошибки в наших телефонных счетах или кредитных рейтингах, мы сможем оценить потребность для широкой   аудитории в знаниях о том, как исправлять неправильную информацию.
Подобно тому, как описание Калачакры и современные научные описания  Вселенной не эквивалентны, поскольку каждое из них служит для разных целей,  соответственно и позиции планет, вычисленные этими разными методами, не соотносятся одна с другой. Главная задача астрономии и создания календаря  в Калачакре – не вычисление навигационных систем для межзвездных полетов кораблей, но получение астрологической информации. Царь Маджушри-яшас объяснил, что, если мы будем вынуждены сражаться в войне, нам нужны астрологические средства, чтобы определить лучшие моменты времени для начала кампаний и атак. Это верно вне зависимости от того, внешние это битвы или внутренние. В этом контексте первая глава Калачакра-тантры знакомит с разработанным корпусом астрологических расчетов и учений. Она составляет базу большой части тибето-монгольской системы астрологии, которая почерпнула остальную часть своих материалов из китайской традиции.


вернуться назад  вернуться назад