История базовых текстов Круга Времени

 История текстов, распространения, йогической практики Калачакры включает в качестве первого своего периода проникнутое мифами описание истории в Шамбале. В Тибете исторические предания о Калачакре вошли в самые известные ранние книги по истории буддизма таких авторов, как Будон Ринпоче, Таранатха, Кэдуб Чже, Гой-лоцзава Шоннупэл.

В Индии и Тибете стала широко известна краткая Калачакра Лагху-тантра и комментарий Вималапрабха («Незамутненный свет»). Согласно традиции, считалось, что коренная тантра Парамадибуддха, т.е. текст, переданный самим Буддой Шакьямуни, не сохранилась. Но сохранились ее части и фрагменты – прежде всего, Секоддеша («Изложение посвящения-уполномочения») и некоторые фрагменты, включенные в другие тексты, как например, комментарий «Незамутненный свет» или Секапракрия, ритуал посвящения.
К литературе Калачакры в составе буддийского индо-тибетского Канона (Кангьюр – «Слово Будды» и Тэнгьюр – «Комментарии», в монголо-бурятском произношении: Ганжур и Данжур), традиция относит в составе Слова Будды:
текст Манджушри нама самгити («Поименная хвала Красноречивому – Манджушри»);
Секоддеша («Изложение посвящения-уполномочения»),
Парамадибуддходдхрита Шри Калачакра нама тантра-раджа – «Царь тантр, называемый: Изначальный Будда Великолепный Круг Времени»,
Шри Калачакра тантроттара тантра хридая Нама – «Тантра Круга Времени, называемая квинтессенцией последующих тантр»;
Шри Калачакра гарбха нама тантра – «Квинтессенция Тантры называемой Кругом Времени»;
Вималапрабха нама Калачакрараджа лагху тантра тика – Комментарий на краткую Тантру Великолепного Круга Времени, называемый: Незамутненный свет».
В Индии были написаны несколько самых известных произведений литературы Калачакры:
Пиндо написал «Украшение – самая суть, сердцевина метода осуществления Круга Времени» (Калачакра садхана гарбха аламкара);
Абхая написал «Введение в Круг Времени» (Калачакра-аватара);
Наропа написал известный комментарий к Секоддеше – Секоддеша-тика.
В буддийском Каноне в «Комментарии» (Тэнгьюр) входят 54 произведения, относящиеся к комментариям на всю Тантру, на Секодешу, на ритуал посвящения, на шесть йог Калачакры – шаданга-йога, на Манджушри-нама-самгити и т.д. В число авторов этих текстов входят:
Пундарика, Калачакрапада Старший и Младший (под разными именами: кроме Калачакрапада, еще Калачакра, Калапада, Калачакрамахапада), Пиндо, Чилупа, Наропа, Садхупутра, Садхукирти, Дарика, Лалитаваджра, Майтри, Ваджрапани, Анупамаракшита, Сурьяшриджняна, Манджушрикаджакирти, Авадхутипа, Шабаришвара, Цами Буддакирти, Вибхутичандра, Шаварипа, Абхаякарагупта, Шакьяшрибхадра, Нарендракирти, Авалокита.
История распространения и практики тантры Круга Времени исследовалась многими буддийскими историками – так известны тексты по истории Калачакры Будона Ринпоче, Кэдуб Чже, Гой Шоннупэла, Пэма Карпо, Таранатхи, Панчена Лобсанг Чокьи Гьелцэна, Деси Сангье Гьяцо, Сумпа Кэнпо, Лондол Ламы.
 К современным западным исследователям истории текстов Калачакры относятся Ю. Рерих, С. Дасгупта, Н. Бхаттачарья, Х. Хоффманн, Т. Феннер, Р. Джексон, Л. ван дер Куиджп, Г. Гронбольд, М. Карелли, Р. Гноли, Дж. Орофино, С. Стернс, М. Бройдо, Д. Козорт, А. Берзин, Дж. Ньюман.



вернуться назад