Структура текстов Калачакры

Что мы имеем в составе текстов Калачакры? Краткие наставления – сам текст Тантры, подробные объяснения к тексту кратких наставлений.
Это та же ситуация, что и с передачей других учений – например, Праджняпарамиты: сутра, которая составляет саму основу, была передана Манджушри в страну Нагов, и другие учения, это собственно комментарии к сутре, были переданы через Майтрею.
В разнообразии всех текстов этих двух типов есть
o тексты кратчайшие,
o тексты средние
o и тексты длинные, или обширные.
В литературе Калачакры есть тексты краткие и обширные, а о средних текстах не говорится.
 
Из обширных:
·                   коренной текст Калачакра-тантры, он передан Буддой Шакьямуни и состоит из 12 тысяч стихов.
·                   обширное объяснение к этому тексту, написанное царем Сучандрой. Оно состоит из 60 тысяч строф и было записано, как и сам текст коренной Тантры, им же.
Все эти обширные тексты представляют учение Калачакры в пяти главах. Первая глава – это внешняя Калачакра, в которой речь идет о внешнем мире, астрологии и т.д. Вторая – внутренняя Калачакра имеет отношение к процессам тела и т.д. Оба эти раздела: и внешняя, и внутренняя, идут параллельно друг другу, имеют одну и ту же структуру, – и то, что в них происходит, происходит под влиянием процессов кармы и омрачений, или вредящих эмоций (санскр:. клеша).
Три последние главы относятся к иной Калачакре. Структура этих глав соответствует структуре первой и второй главы (внешней и внутренней), и репрезентирует те методы, которыми внешняя и внутренняя Калачакра преобразуются в практику, таким образом достигается состояние Пробуждения. Третья глава – о Посвящении, четвертая – о стадии практики зарождения и пятая – о стадии практики завершения. Все пять глав подразделяются на 81 тему.
Из всех видов текстов:
o кратчайшие сейчас представлены в мире
o средние – даже не называются по именам
o обширные – больше не существуют. Но есть их остатки: цитаты и фрагменты, которые мы встречаем в истории текстов, а также перечень 81 темы. Всё это подтверждает, что эти тексты существовали.
Кратчайшая версия – это два тантрических текста. Оба записаны Манджушри Яшасом, первым царем Куликой (или Калки, тиб.: Ригдэн – Владетель рода). Этот царь был первым из Царей Кулик, он следовал за первыми семью Царями, (Царями Дхармы. – МК), которые начинались с Сучандры. Итак, он был восьмой. Что это может значить? В тантре Калачакры говорится о 10 стадиях схождения к глубинам Ясного Света, но в других тантрах, например, в Гухьясамадже («Свод тайн» – МК), говорится о 8 ступенях, и здесь последняя восьмая – это ступень достижения Ясного Света. И раз царь восьмой, может быть, это тоже имеет какой-нибудь смысл?
Этот царь (Манджушри Яшас. – МК) и записал сокращенный текст Тантры (Лагху тантра МК). Он состоит из 130 строф. И это то, с чем мы имеем дело сегодня. Позднее он записал еще один текст тантры. Не знаю, сколько в нем строф. Все это учение было передано для сохранения в страну «царей, обладателей природы Будды» (т.е. Кулик или Калки. – МК).
Краткий комментарий («Незамутненный свет», Вималапрабха. – МК) был написан вторым из царей Кулик, и содержит 12 тысяч строф. Это как раз и есть тот основной текст, по которому мы все изучаем Калачакру.
Другой текст объяснения к Тантре Калачакры–это текст Манджушринамасамгити, который, если объяснять название, переводится как «Поименная хвала Манджушри».
Комментарий «Незамутненный свет», поскольку является кратчайшим текстом, то здесь 81 пункт сокращен до 32 пунктов. Эти числа интересны: 81 пункт – это параллель с числом малых признаков тела: говорится о 80, и все тело берется как еще один признак. Будды. 32 – это число великих признаков тела Будды. Далее по числам: имеется 156 божеств Калачакры во внутренней мандале и плюс 6 сидящих основных божеств, воплощающих рода Будды, – Татхагат. То есть всего 161 божество, и как раз это число имен Манджушри в тексте («Хвала Манджушри» – МК).
Второй из Царей Кулик Пундарика написал текст комментария: Махапрабхава.
И он написал еще один текст комментария: объяснения к практике глубочайшего уровня – Шрипараматхасева.
Позднее Наропа написал комментарий «Краткое объяснение посвящения»: это текст комментария на изначальный текст Коренной Тантры (то есть обширной), которая сейчас утрачена.
Лекции А.Берзина в СПб, ноябрь 2006 г.



вернуться назад