История Калачакры в Шамбале

 История Калачакры в Шамбале описана прежде всего в самих текстах Калачакра-тантры – то есть в Краткой (или сокращенной) тантре и в комментарии.

В линии передачи Тантры в Шамбале выделяются несколько ключевых фигур. Во-первых, это царь Сучандра, который первым получил посвящение. Как отмечает Ньюман, самая важная информация о нем – то, что он считается воплощением бодхисаттвы 10-й ступени Ваджрапани («Ваджрорукий»), а ведь именно он, согласно традиции, понимается как главный составитель, редактор учений Ваджраяны. В текстах объясняется, что Ваджрапани и его эманации осуществляли посреднчество между Буддой и людьми в сфере йогической практики Ваджраяны.
Другие важнейшие имена – восьмой царь Манджушри Яшас и его преемник Пундарика. Дж. Ньюман составил таблицу царей Шамбалы (см. в кн. The Wheel of Time. The Kalachakra in context. Deer park books. Madison, 1985.) по материалам Калачакра-тантры и комментария.
 
Династия царей Шамбалы
Царь
Воплощение какого Бодхисаттвы – Героя Пробуждения
 Сурьяпрабха
 (и царица Виджая)
Вигхнашакта
Цари Дхармы (Дхарма-раджа):
 
Сучандра
Ваджрапани
Сурешвара (Суреша)
Кшитигарбха
Теджи
Ямантака
Сомадатта
Сарваниваранавишкамбхи
Сурешвара
Джамбхака
Вишвамуртти
Манака
Сурешана (его царица – Вишвамата)
Кхагарбха
 
 
Владетели рода (Калки или Кулика)
 
0.    Яшас (царица Тара – «Спасита»)
Манджугхоша (Манджушри)
1.    Пундарика
Локанатхав (=Авалокитешвара)
2.    Бхадра
Ямантака
3.    Виджая
Кшитигарбха
4.    Сумитра
Джамбхака
5.    Рактапани
Сарваниваранавишкамбхи
6.    Вишнугупта
Манака
7.    Аркакиртти
Кхагарбха
8.    Субхадра
Вигхнашакта
9.    Самудравидджая
Ваджрапани
10.     Аджая
Ямантака
11.     Сурья
Кшитигарбха
12.     Вишварупа
Джамбхака
13.     Шашипрабха
Сарваниваранавишкамбхи
14.     Ананта
Манака
15.     Махипала
Кхагарбха
16.     Шрипала
Вигхнашакта
17.     Хари
Ваджрапани
18.     Викрама
Ямантака
19.     Махабала
Кшитигарбха
20.     Анируддха
Джамбхака
21.     Нарасимха
Сарваниваранавишкамбхи
22.     Махешвара
Кхагарбха
23.     Анантавиджая
Ваджрапани
24.     Раудра Чакри (Грозный Владыка-колеса)
Манджугхоша (Манджушри)
Цари эпохи совершенства:
 
1. Брахма
(старший сын Раудры Суреша.
Младший сын Раудры будет править южнее реки Сита, поэтому он не включен в список царей Шамбалы)
Манджушри
 
Авалокитешвара
2. Кашьяпа
Бодхисаттва 10-й ступени
3.    Матсья
Бодхисаттва 10-й ступени
4.    Курма
Бодхисаттва 10-й ступени
5.    Вараха
Бодхисаттва 10-й ступени
6.    Нарахари (Нарасимха)
Бодхисаттва 10-й ступени
7.    Вамана
Бодхисаттва 10-й ступени
8.    Ямадагни (Парашурама)
Бодхисаттва 10-й ступени
9.    Рама
Бодхисаттва 10-й ступени
10.     Кришна
Бодхисаттва 10-й ступени
 
Кирти Цэншаб Ринпоче
 Итак, когда Царю Шамбалы было передано это учение, он получил Коренную Тантру Калачакры и взял этот текст с собой в Шамбалу для того, чтобы практиковать. В это время учение Калачакры не существовало в Индии. Оно было передано Буддой на юге Индии, а затем было унесено в страну Шамбалу. А царь Шамбалы, получив посвящение, практиковал и передавал его на протяжении трех лет и построил Мандалу – Дворец Калачакры из драгоценных веществ и созерцал внутри этого дворца. Через три года после того, как он получил это посвящение, он ушел из этой жизни и вслед за ним семь царей Шамбалы один за другим практиковали учение Калачакры. Итак, на протяжении 603 лет учение практиковалось и передавалось от одного царя другому в этой стране.
Затем, был сначала царь Чандрабхадра, который сам получил посвящение, затем последовало Шесть Царей, всего Семь Дхармовых царей, и это длилось на протяжении 603 лет. Затем начался новый период в истории, который назывался периодом 25 Кулик. И этот период был предсказан самим Буддой. Будда обращался к своим главным ученикам Манджушри и Авалокитешваре, и говорил что через 600 лет после передачи учения Калачакры, вы будете играть очень важную роль в передаче этой традиции. И мы можем видеть, что первый из этих царей, которые назывались Кулика, был воплощением Манджушри и сыграл очень важную роль в составлении комментария.
Первый Кулика был воплощением Манджушри Кирти, второй Кулика Пундарика, был воплощением Авалокитешвары. Будда Шакьямуни предсказал, что через 600 лет оба ученика Манджушри и Авалокитешвара, составят эти комментарии и поэтому Манджушри Кирти, который был воплощением Манджушри, составил так называемый краткий текст Тантры, т.к. текст коренной Тантры был очень обширным. Пундарика, который был вторым из этих царей Кулик, также составил комментарий на сокращенный текст Тантры, и этот комментарий назывался Незамутненный свет. То и другое действие – составление краткого текста Тантры и составление текста комментария – были предречены Буддой Шакьямуни задолго до описываемых событий.
 
Из лекций Кирти Цэншаба Ринпоче в СПб. 2003 г.

 

(проект «Калачакра» Буддийского центра Арьядевы)

 




вернуться назад