История Калачакры в Индии

 Исследование истории буддизма оказалось важным делом для традиции из-за того, что в буддизме, как и во всех индийских религиях, важнейшее значение придавалось связи Учителя–ученика и, соответственно, «линии преемственности» учений. Этот подход дошел из Древней Индии до наших дней, и в буддийской практике, особенно практике буддийской тантры (или тайной мантры – наговора) он воплощается в жанре специальных молитв и медитаций, обращенных к Учителям линии преемственности, через которых прошла традиция данного конкретного учения, например, Круга Времени. Здесь подразумевается, что пример великих людей прошлого обладает вдохновляющей силой – пример тех, кто сами когда-то смогли пройти духовный путь, вкладывая в это усилия, терпение, преодолевая всяческие обстоятельства.

При подобном подходе буддийской традиции, соответственно, актуальной задачей делается корректное воссоздание линии преемственности, то есть реконструкция истории учения.
В «Синей летописи» Гой-лоцзавы Шоннупэла рассказывается о том, как вошла Тантра Круга Времени в буддийский мир Индии. Сначала получили распространение йога-тантры, такие как Сарвататхагата-таттва-самграха («Свод таковости») и другие. Затем великий индийский философ Нагарджуна и его ученики получили передачу не только йога-тантр, но и ануттара-йога-тантр («наивысших йога-тантр»), о которых Шоннупэл сообщает, что эти тантры «пришли с юга». Это были Тантры Гухьясамаджи («Свода тайн») и другие. Из страны Уддияны на западе были принесены йогини-тантры. А после этого из царства Шамбалы появились комментарии на Калачакра-тантру.
История тантры в Индии и Тибете восстанавливается по историческим преданиям, вошедшим в летописи буддизма Будона (1290–1364), Таранатхи Кунга-Ньинбо (1575–1634), Гой-лоцзава Шоннупэла (1392–1481), Кэдуб Чже (1385–1438)
Время появления Круга Времени буддийские историки связывали с началом первого 60-летнего цикла (тиб.: рабчжунг), установленного согласно хронологическим расчетам, идущим от Кулики (правителя Шамбалы – Владетеля-рода) Дурждаи, введшим эту систему в 806 г.). Первый год цикла – 1027. (Однако Дж. Ньман считает, что калькуляция года появления Калачакры в Индии, обозначенного в «Незапятнанном свете» как «год 403», должна производиться по мусульманской хронологии Хиджра, поскольку в тексте сказано «год лидера варваров, т.е. это 1012/1013 г.) Однако Шоннупэл предполагает, что Калачакра должна была появиться в Индии раньше, поскольку известный стих из комментария тантры – «Незамутненного света» появился как цитата уже в тексте одной йогической практики (Сахаджасамвара-садхана), сочиненном Ваджрагхантападой. Этот йогин жил за восемь поколений учеников до Наропы (ум. 1040) – то есть от него традиция проходила до Наропы через восемь учителей.
Кроме того, как упоминается в «Синей летописи» Шоннупэла, йогин Шри Вирупа, живший еще во времена царя Индрабуддхи, в своем известном тексте Ямари-янтравали заявил, что написал этот текст на основе Тантры Калачакры.
История передачи тантры Круга Времени осталась зафиксированной в линиях преемственности, развивавшихся после Индии далее в Тибете через тех тибетцев-переводчиков (лоцзав), которые лично странствовали в Индию, слушали учения у выдающихся Учителей и имели возможность воспринять тантру «из первых рук». К таким переводчикам относятся Ра, До, Гой, Ньен, Га, Гьиджо, Сэ и т.д. Наиболее известны прежде всего две крупные линии – Ра (или Рало) и До, восходящие к двум переводчикам – лоцзавам: Ра-лоцзаве (Ра Чойраб, племянник великого переводчика Ра Лоцзавы Дорчже Дага, род. 1016/17– ?) и До-лоцзаве (До Шейраб Даг).



вернуться назад