Об истории Калачакры в традиция Ра (Rwa)

 Распространение учения Круга Времени в Индии было связано с появлением так называемого «Цикла практик Бодхисаттв».

Первым принес текст тантры в Индию йогин Чилу (Челука, Чилупа – Цилупа в тибетском произношении). По изложению Будона версии распространения Калачакры в линии Ра, Калачакра была передана в Индию в составе цикла практик, называемых «Циклом Героев Пробуждения (Бодхисаттв)». Как говорится в тексте, он жил в то время, когда правили три царя: ориентируясь как на центр на Ваджрасану («Престол ваджра» – то есть Бодхгаю), на востоке – Дехапала, Владыка слонов, на юге – Джаугангапа, Владыка людей, на западе – Канаудж, Владыка коней. Как уточняют исследователи, в именах царей прослеживаются реалии Древней Индии: династия Палов, династии Гангов на юге и название столичного города Канаудж в верховьях Ганга.
Чилу родился в Ориссе, одном из пяти княжеств Восточной Индии. Он изучал буддийские тексты в трех монастырях – Ратнагири, Вакрамашиле и прославленной Наланде и освоил их все. В комментариях говорится, что к этому времени Ратнагири еще не был разрушен тюрками (тиб.: – турушка). Чилу осознал, что невозможно достичь состояния Будды в течение одной человеческой жизни, если не практиковать Мантраяну, Колесницу тайного нáговора, и, изучив все доступные тексты, постиг, что для прояснения практики ему необходимо добыть учения «Цикла практик Героев Пробуждения», к которым относилась и Калачакра-тантра.
Этот момент предания также вызвал вопросы у историка буддизма Шоннупэла: как мог бы Чилу устремиться на поиски конкретного текста, если бы он не был уже известен в Индии к тому времени?
Узнав, что нужные ему учения имеются в Шамбале, и опираясь на инструкции являвшегося ему в созерцании божества, Чилу, как рассказывает предание, присоединился к купцам, которые отправились в океан собирать драгоценные камни. Они собирались странствовать по морю, поэтому, договорившись встретиться с ними через шесть месяцев, Чилу двинулся своим путем. Когда он поднялся на гору, перед ним предстал человек. Этот человек спросил: «Куда ты идешь?» И Чилу ответил: «Я иду в Шамбалу на поиски «Цикла практик Героев Пробуждения». И этот человек предупредил Чилу, что в Шамбалу добраться чрезвычайно тяжело, но предложил прослушать учения прямо там же. Тогда Чилупа понял, что перед ним воплощение Манджушри. Он сделал поклоны, поднес мандалу – «сферу Вселенной» и вознес прошение о наставлениях. В ответ на это человек передал ему устные наставления, коснулся его рукой и возложил цветок ему на голову, благословляя со словами: «Теперь ты получил полный Цикл практик Героев!» С этим Чилу отправился на место встречи с купцами и с ними вернулся в Восточную Индию.
По другой традиции (о которой Ньюман предполагает[1], что это тоже вариант традиции Ра), говорится, что Чилу был сыном йогина, который направил его в Шамбалу. Там он встретил прекрасного монаха, бывшего воплощением Авалокитешвары – Сострадательнозрящего, и тот благословил Чилу на способность заучивать в день до тысячи строф. Так Чилупа запомнил все комментарии Тантры и принес их в Индию.
Позднее Чилу жил в Катаке (современный Каттак в Ориссе) и у него было три ученика, по просьбе которых он записал книгу тантрических комментариев. Первый ученик ничем не отличился, второй был Джинакарагупта, который обрел духовные достижения – сиддхи.
Третьим учеником был Пинда Ачарья (или Пиндо-ачарья. В тибетском: Pindogsodsnyomspa – Пиндо Соньомпа. – МК). Пиндо родился в Бенгалии (Восточная Индия). Он стал великим ученым, и как сообщается, полностью изучил и постиг весь Цикл практик Героев.
В это время началась война в Катаке, и им пришлось спрятать все тексты и бежать. После войны они отыскали все, кроме последней половины комментария на Самвару и Хеваджру. Ученики просили Чилу записать их опять, но он ответил, что если дакини их спрятали, неправильно будет их снова писать.
Пинда Ачарья затем обучил Циклу практик ученого – ачарью Калачакрападу Старшего (Калачакрапада значит «Опора Круга Времени»). Тот был урожденцем Варендры (старое название Северной Бенгалии). Калачакрапада Старший понял учение и овладел им так же, как и прошлые учителя.
Некоторые о нем сообщают, что он мог овладеть всем, чем хотел, благодаря тому, что имел видение Тары – «Спаситы», и что по ее наставлению он отправился в Шамбалу. По дороге он встретил Авалокитешвару – Сострадательнозрящего, и тот ввел его в дом мандалы (священного круга) в столице Шамбалы Калапе. Там он получил посвящение и комментарии на Тантру и книги, которые содержали эти тексты. Вернувшись он жил в месте под названием Пуллахари (по Чаг-лоцзаве, название холма вблизи от Наланды, по Ньюману, название пещеры Наропы там же). Лучшими из его учеников были: Калачакрапада Младший, Винаякарамати, Симхадваджа и Ананта.
По Шоннупэлу: Пиндо-ачарья не был учителем Калачакрапады Старшего, но Калачакрапада жил в Мадхьядеше, когда Чилу проповедовал систему Круга Времени пяти ученым – пандитам: Пиндо-ачарье, Винаякарамати (тиб.: Дулвэ-Чжуннэ Лодой), Мокшакарагупте (тиб.: Тарпа Чжуннэ-бэпе, Симкхадхвадхе (тиб.: Сенге Гьялцэн) и Анантаджае (тиб.: Та-е Нампар-гьелва). Затем изложение необоснованно переходит от Калачакрапады к Чилу, и говорится: «после того, как все ученики освоили учение, отправился в Пушпахари (Пулахари) и стал обучать там Наро-панчена». После этого в тексте следует вставная история про Пиндо-ачарью, который в прошлом существовании исполнял ритуал Курукуллы, чтобы улучшить свой интеллект и который стал известен как Вагишваракирти.
Калачакрапада Младший родился на востоке – в районе Манджуха (Северная Бенгалия). По традиции Ра считается, что Калачакрапада Младший обучал Циклу практик Ратнакару, который уже преподавал его в Наланде. Но учителя прошлого говорили, что эти двое были друзьями и что Калачакрапада Младший воздвиг в Наланде храм Калачакры и так сам привлек к себе многих ученых (пандит), которые стали его учениками – и поэтому нет нужды включать Ратнакару в линию преемственности. Известно, что Калачакрапада Младший прилагал все усилия к тому, чтобы распространить учение Круга Времени в центральном княжестве Магадхи, он надеялся, что в таком случае это учение сможет распространиться повсюду. В то время сингальские тхеравадинские монахи Сендхапы, сделавшиеся активными в Магадхе во времена династий Палов и Сенов, контролировали ситуацию в монастыре Уддандапуре (в Тибете известен как Одантапури, находился в Бихаре, в районе Наланда), поэтому Калачакрапада Младший отправился в Наланду и над воротами монастыря написал:
«Те, кто не знают Парамадибуддхи («Изначального Будды» – т.е. Круга Времени. – МК), не знают Намасамгити (т.е. Манджушри-нама-самгити – «Поименной хвалы Манджушри, Красноречивому». – МК). Те, кто не знают Намасамгити – «Поименной хвалы», не знают Тела истины Ваджрадхары – Ваджродержца. Те, кто не знают Тела истины Ваджродержца, не знают Мантраяны – Колесницы тайного нáговора. Те, кто не знают Мантраяны – Колесницы тайного нáговора, те все сансарные существа, они отделены от пути Владыки Ваджродержца (Бхагавана Ваджрадхары)».
Это была цитата из комментария «Незамутненный свет», формулирующая то, что Ньюман называет «манифестом Калачакры». Известно, что сделанный вызов растревожил весь монастырь – как говорится в историях, пятьсот возмущенных монахов Наланды вступили с Калачакрападой Младшим в диспут. Но он победил их всех с помощью глубочайших и обширных учений Круга Времени.
По Шоннупэлу: Калачакрапада Младший был держателем линии Пиндо-ачарьи. Его имя было Упасака Бодхи (тиб.: Генен Чжангчуб – Буддист-мирянин по имени Пробуждение». – МК). Его сын был великим ученым, обучавшимся у брата своего отца Араньяки, тиб.: Гонпопы. Он (Упасака Бодхи) получил эту систему вместе с Наропой от Калачакрапады-старшего и стал известен как Калачакрапада Младший. У двух Калачакрапад была поразительная разница в воззрениях[2]. Эти «отец» и «сын» однажды заявили, будучи в Мадхьядеше, что «Тот, кто не знает Калачакры, тот не знает Ваджраяны», чем вызвали недовольство среди пандит, которые собрались в Мадхьядеше, подготовили троны (для диспута. – МК) в Викрамашиле и устроили диспут.
Тогда побежденные стали его учениками, и из них выделились: Манджукирти, Абхиюкта, пандита Парвата, Да Бодхисаттва, Абхая, Пунья Великий (возможно, одно лицо с Пуньяшри, Пуньяагарагупта – по предположению Ньюмана), Гамбхира-кашмирец, Шантагупта, Гунаракшита, Соманатха, Ца-ми (Ца-ми Сангьей Дагпа, т.е. Буддакирти из Ми-ньяга, тангутского государства Сися. Возможно, он был из тибетского рода и современником Абхаякарагупты – по предположению Ньюмана, исходящего из «Синей летописи» Шоннупэла).
От Манджукирти обучался известный Саманташрибхадра из Патана в Непале.


[1] Дальше изложение исследований Ньмана делается по Newman. The Outer Wheel of Time, University of Wisconsin – Madison, 1987. John R. Newman. A brief history of the Kalachakra // The Wheel of Time. The Kalachakra in context. Dear Park books. Madison, 1985. Ньюман в реконструкции истории Калачакры следует в основном истории буддизма Будона, привлекая дополнительно другие материалы.
[2] Согласно переводу Ю. Рериха. Весь данный кусок про Калачакрападу Младшего выглядит нелогичным – и в плане перехода к нему линии преемственности и в случайных деталях, как про его сына и особенно в плане «различий в воззрениях», после упоминания которых, напротив, предание излагает историю их совместных дебатов в Викрамашиле с пандитами.



вернуться назад