Расследование имен и преданий. Догадки о том, кто есть кто

 При том разночтении истории, которая существовала в двух индо-тибетских традициях Круга Времени: Ра и До, неминуемо возникали попытки объяснить их, найти какие-то пропуски или двусмысленные прочтения.

При сведении воедино суммы данных по этим традициям восстанавливается, как предлагает Дж. Ньман, следующая картина последовательности передачи учений Круга Времени, содержащаяся в летописях:
 
Традиция Ра
Традиция До
Воплощение Манджушри или Авалокитешвары׀
 
Чилу׀
 
Пиндо (тиб.: Соньомпа)׀
Калки Шрипала ׀
Калачакрапада Старший ׀
Калачакрапада Старший׀
Калачакрапада Младший (также имена – Бодхипа, Налендрапа)׀
Калачакрапада Младший (также имена – Налендрапа) ׀
Манджукирти׀
Соманатха (тиб.: Дава Гонпо) ׀
Саманташрибхадра ׀
ДоШейраб-даг (‘bro shes rab grags)
РаЧой-раб (rwa chos rab)
 
 
В этих рядах имен первые имена в традициях относятся к сфере мифа. Причем и Манджушри, и Авалокитешвара связаны тоже с царями Шамбалы, так здесь производится указание на Шамбалу как на источник происхождения учений.
Чилу, о котором рассказывает традиция Ра, никак иначе не оказался засвидетельствован в истории буддизма, и это, с точки зрения Ньюмана, вызывает подозрения.
Пиндо – фигура очень известная, о нем много упоминалось в текстах. В частности, именно его называет своим учителем, передавшим устное наставление по Калачакре, сам Джово Атиша, великий Гуру, принесший в Тибет волну обновления и очищения буддизма в XI в. Атиша упоминает это в своем автокомментарии к «Светильнику на пути» (Бодхипатхапрадипа). Также он сообщает что его учитель Соньомпа был монах, и что он был родом из Супарнадвиры (по-тибетски: «Серлингпа» – «Урожденец Золотого острова»), более конкретно – «Явадвипа», то есть урожденцем Явы.
Ньюман приводит и другие свидетельства об этом учителе, содержащиеся в колофоне к Шри-Калачакрагарбха-аламкара-нама-садхана, где говорится, что он был великим ученым, брахманом, рожденным в земле южного океана.
Так как в текстах Калачакры встречается молитва, обращенная к царю Шамбалы Калки Шрипале, пребывающему на краю южного океана, Ньюман предполагает, что здесь Пиндо, который был яванцем, нызывается таким эпитетом царя Шамбалы, иначе нельзя объяснить «землю южного моря». Кроме того, он выдвигает версию, что сам Калки Шрипала (т.е. Пиндо) включил 16-м царем в династийный список Шамбалы еще имя «Махипала», как знак признательности монарху Махипале (977–1027) из династии Палов, правившему в Восточной Индии во время, когда была введена Калачакра. Ньюман заключает дальше: «Если мы примем идентификацию Калки Шрипала и Пиндо, тогда традиции Ра и До сойдутся в том, что он был Калачакрападой Старшим. В действительности, я пойду дальше и предположу, что Калачакрапада – другое имя Пиндо».
Для реконструкции линии преемственности Ньюман приводит цитату из колофона одного текста по Калачакре первого переводчика Калачакры в Тибете – Гиджо Давэ Осэра, работавшего под руководством индийского Учителя Шри Бхадрабодхи: «Тот, кто назывался Калачакрапада (duskyi ‘dkhorlopa) пошел в страну Шамбалу и обрел владение психическими способностями. Тот, кого звали Наро, брахман по касте, рожденный в стране Уддияна, был последователем в его (Калачакрапады) линии, он был рожден от шакти и уполномочен божеством».
Поскольку этот тибетский переводчик был практически современником упоминаемых деятелей (он жил в первой половине XI в.), он, по мнению Ньюмана, оставил нам самую раннюю запись линии преемственности Калачакры:
Калачакрапада׀
Наро׀
Шри Бхадрабодхи׀
Гиджо Давэ Осэр
 
Так Ньюман приходит к выводам о том, что за именами псевдонимов двух крупнейших деятелей Калачакры (Калачакра-пад – «Опора учения Круга Времени») стоят другие, не менее известные имена – Пиндо и Наро.
Пиндо, судя по автокомментарию Атиши Дипанкарашриджняны, и был тем же самым «наиболее добрым» его Учителем Серлингпой, по-тибетски, или Суварнадвипой, которому Атиша остался благодарен более, чем всем другим, за то, что он открыл для него учения о духе Пробуждения – бодхичитте.
Наро – известный в Тибете более как Наропа – вполне мог быть назван Налендрапа, т.е. Наландец, поскольку он был светилом монастыря–университета Наланды, кроме того, что он был великим йогином, передавшим свою традицию, в частности, Марпе – переводчику, от которого позже, через передачу Миларепе и дальше Гамбопе произошла тибетская школа Кагью.
В итоге, по Ньюману, схема линий преемственности может быть сокращена и объединена до следующей:
 
Пиндо (тиб.: Соньомпа) X–XI вв. (также Калки Шрипала и Калачакрапада Старший)
Атиша
Дипанкарашриджняна
(982–1054)
 
 
Наро (ум. 1040 г.)
(Также Калачакрапада Младший и Налендрапа, т.е. Наландец)
 
 
Шри Бхадрабодхи
 
Соманатха (тиб.: Дава Гонпо)
Манджукирти
 
 
Гиджо Давэ Осэр
 
ДоШейраб-даг (‘bro shes rab grags)
Саманташрибхадра
 
 
РаЧой-раб (rwa chos rab)                         



вернуться назад