А может быть, все было в Бенгалии? Касты и йогини Круга Времени

 По гипотезе, которую высказывает в своем исследовании Дж. Андерсен[1], обилие имен адептов Калачакры, происходивших из Восточной Индии, конкретно – Бенгалии, и также некоторые особенности самого текста Тантры, заставляют предполагать, что Тантра была записана негде иначе, как в Бенгалии.

В пользу этой гипотезы Андерсен приводит, прежде всего, свидетельства соответствия кастовой системы Древней Бенгалии списку йогинь в Калачакре[2], а также использование бенгальской административной терминологии (bhukti, vishaya, mandala, bhaga – административные деления, упоминаемые в тантре Круга Времени). На мысль о связи с Бенгалией исследователей (Орофино, Ньюмана и др.) наводил уже тот факт, что в списке царей Шамбалы указал царь Махипала, который правил в Восточной Индии во время введения тантры Круга Времени. Тибетский автор Истории буддизма Таранатха Кунга Ньингбо (1575–1634) тоже упоминал, что йогин Пиндо ввел Калачакру в Тибете во время царя Махипалы (977–1027).
Андерсен анализирует, прежде всего, 5-й раздел Третьей главы Калачакра-тантры, и в строфах 130–136 обнаруживает корреляцию разных типов йогинь тридцати шести профессиям разных видов каст, распространенных в Бенгалии в период Пала. Кастовое и подкастовое деление в соответствии с родом деятельности – профессиями и ремеслами – было преимущественным принципом в Бенгалии[3].
Эта кастовая ситуация была зафиксирована в тексте Брихад-дхарма Пураны (XII в.). Хотя в Индии общая система каст предполагала наличие четырех каст: брахманов (священников), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (крестьян, торговцев) и шудр (неприкасаемых), в Бенгалии, если судить по указанному тексту Пураны, все не-брахманское население было поделено на 36 каст – это число называется в тексте, хотя в перечне приводятся 41 род деятельностей по кастам, и это число как условное существует в Бенгалии вплоть до настоящего времени. Все эти 36 каст считались шудрами, хотя и подразделялись на уттама – «высших», мадхъяма – «средних» и адхама – «низших».
К ним относились:
·         к высшим – 20: писари, врачи, военные и службы порядка, придворные певцы и посыльные, ткачи, разносчики специй, цирюльники, пастухи, кузнецы, продавцы гувака – орехов бетеля, гончары, мастера по меди и латуни, обработчики раковин, слуги и рабы, виноградари-изготовители вина из бетеля, повара по сладкому мясу, цветочники, певцы и возницы, раджпуты, продавцы листьев бетеля;
·         к средним – 12: столяры (такшан), красильщики, золотари, торговцы золотыми слитками, пастухи и дояры, отжимщики растительного масла, рыбаки (дхивара), виноторговцы, танцоры и акробаты или жонглеры, охотники, шекхара, рыбари (джалика)
·         к низшим или неприкасаемым – 9: подразделение касты Мал, лодочники, чандалы (вне каст), баори, столяры (такшан), изготовители шелка, гхантадживи (современная каста Патни), носильщики паланкинов, борцы.
Кастовая система Бенгалии была подвижна, и число, статус, обозначение касты менялись.
В анализируемых строфах Калачакра-тантры перечисляют как раз 36 типов йогинь, со своими особыми ремеслами т.д. Андерсен считает, что в их описаниях превалирование таких занятий, как танцы, пение, музицирование, визуальные рода искусств естественно для Бенгалии и Индии в целом в период Пала.
 
36 йогинь из священного круга (мандалы) Круга Времени подразделяются на группы:
vчетыре йогини четырех главных каст;
vшесть йогинь шести чувственных восприятий;
vвосемь йогинь, дающих рождение духам;
vдесять гневных йогинь, которым поклоняется йогин;
vвосемь крайне гневных йогинь звероликих.
Гневные йогини ответственны за то, чтобы связывать плохих йогинов (нарушающих свои обеты) в качестве наказания, и за то, чтобы поощрять хороших йогинов, даруя им двенадцать «великих действенностей – карм» (возможно, намек на двенадцать видов «достижений» – сиддхи, таких как предсказание, ясновидение и т.д.?)
 
Четыре йогини четырех главных каст: (по строфам 130–185 текста тантры. Список приводится по Дж. Андресен, с поправками и дополнениями по тибетским подписям под изображениями божеств Круга Времени в храме Намгьел, Дхарамсале и публикации пантеона божеств Круга Времени в «Определителе буддийских изображений» А. Терентьева, СПб., 2004)
§ Спасита (Тара, тиб.: Долма) – из работников на земле. (Каста – шудра). Есть четыре вида:
o   Землепашица,
o   Доярка коров;
o   Скотница (убирающая навоз);
o   Шерстильщица (работающая с шерстью дома).
 
§ Богиня-в-белом (Пандара, , тиб.: Гарчэнма) – из воителей. (Каста – кшатрия). Четыре вида:
o   пехотинка,
o   кавалеристка,
o   воительница на слоне,
o   воительница на повозке.
 
§ Зрящая (Лочана, тиб.: Чэнма) – торговое сословие. (Каста – вайшья). Три типа:
o   торговка,
o   писарша;
o   лекарша.
 
§ Моя (Мамаки) – из священников, из рода «дважды-рожденных» (Каста – брахман). Семь типов:
o   чтица Ригведы,
o   чтица Яджурведы,
o   чтица Самаведы,
o   чтица Атхарваведы,
o   жена брахмана, живущего в лесу,
o   брахманка, отличающаяся высшим поведением – приятная, чистая и верная мужу (моногамная),
o   жена аскета-брахмана, не привязанная к вещам и к мирским делам.
 
Шесть йогинь чувственных восприятий:
·        Ваджриня-звука (Шабдаваджра, тиб.: sgrardorjema) – из медников;
·        Ваджриня-вкуса (Расаваджра, тиб.: rordorjema) – из виноторговцев;
·        Ваджриня-формы (Рупаваджра , тиб.: gzugsrdorjema) – из золотаре;
·        Ваджриня-запаха (Гандхаваджра, тиб.: drirdorjema) – из мастеров четок;
·        Ваджриня-осязания (Спаршаваджра, тиб.: regbyardorjema) – из ткачей;
·        Ваджриня-сферы-элементов-бытия (Дхарма-дхату ваджра, тиб.: chosdbyingsrdorjema) – из ювелиров.
 
Восемь йогинь, дающих рождение голодным духам:
·        Чамунда (в тиб.: Цацика) – мясничиха или торговка мясом (в тиб.);
·        Всеобъемлющая, Вайшнави (cанскр. по тибетским надписям: Вайшни, тиб.: khyab ‘jug) – гончарша;
·        Веприца, Варахи (тиб.: ‘phagmo) – носильщица;
·        Молодка Шестиликая (cанскр. по тиб.: Кумари), Шанмукхи – проститутка;
·        Владычица, (cанскр. по тиб.: Индри, тиб.: dbangmo) – портниха;
·        Чистая (cанскр. по тиб.: Брахмани, тиб.: tshangsma) – рыбачка;
·        Гневная (cанскр. по тиб.: Махешвари, тиб.: dragmo), Ишвари – танцовщица;
·        Великославная (cанскр. по тиб.: Махалакшми, тиб.: dpalchenmo) Лакшми – мойщица.
 
Десять гневных йогинь, которых почитает созерцатель:
·        Маричи ('od zer gcan mo) дубильщица;
·        Бхрикути хмурая – работница по дереву;
·        Ваджрашринкхали железоцепная (rdorjelcagssgrog) копательница колодца;
·        Джамбхани ('od mo) собирательница целебных плодов;
·        Стамбхаки (mo) работница по хлопку;
·        Мала (mo) давильщица кунжутового масла;
·        Субрихадатибала (mo) железных дел мастерица;
·        Шрибуддха (mo) жена цирюльника;
·        Шринкхала – работница по тростнику;
·        Венунритья – флейтистка и танцовщица.
 
Восемь крайне гневных звероликих йогинь:
·        Млеччха собако-ликая (по комм. Бодонга: пребывает на восьми кладбищах);
·        Хаддини кабано-ликая (по комм. Бодонга: уборщица экскрементов);
·        Матанги шакало-ликая (по комм. Бодонга: разжигает огонь);
·        Тапини тигро-ликая (по комм. Бодонга: помогает таджикам);
·        Варваки вороно-ликая (по комм. Бодонга: живет на краю);
·        Пуккаси коршуно-ликая (по комм. Бодонга: кремирует);
·        Шрибхилли гаруда-ликая (по комм. Бодонга: дикая женщина);
·        Шабари сово-ликая (по комм. Бодонга: пребывает в джунглях или на горе).
 
Всего на земле в мандале пребывают:
 
Женского рода
Мужского рода
4
касты
Будды
6
Сферы чувственного восприятия
Бодхисаттвы
8
Чарчика, голодные духи
Голодные духи
10
Гневные
Гневные защитники
8
Звероликие
Демоны из сферы нагов – водяных
Всего – 36


[1] J. Andersen. Kalacakra. Textual and ritual perspectives. Harvard University, 1997
[2] Andersen. P. 96- 106, 129-134.
[3] Андерсен ссылается на исследование Маджумдара. Majumdar, R. Ch. Ed. The History of Bengal. 3 volumes. Dacca: University of Dacca. 1943. Majumdar, R. Ch. Ed. History of Ancient Bengal. Calcutta, 1971.



вернуться назад