А. Берзин. О Калачакре в школах тибетского буддизма
Совместно с тибетскими переводчиками индийские учители также передавали Калачакру в Тибет. Были три изначальные передачи между одиннадцатым и тринадцатым веками, и каждая линия передала различное сочетание аспектов четырех индийских версий и внесла небольшие различия, вызванные переводом. Эти три линии, в разных сочетаниях, передавались далее до настоящего времени – сначала через школы Сакья и Кагью, а затем также через традицию Гелуг.
Поскольку школа Ньингма тибетского буддизма передает только индийские тексты, которые попали в Тибет и были переведены до начала IX века, в Ньингма нет прямой передачи линии Калачакры. Есть традиция посвящения, прошедшая через школу Кагью, Сакья, и Кадам. Более поздние учители Ньингма получали и передавали посвящение Калачакры из других традиций, в особенности в XIX вв. экуменическом направлении Римэ. Много позднее, после того как тантра Калачакры приобрела большое значение в школе Гелуг, в Ньингма появились свои комментарии по Калачакре. Кроме того, существует калачакринский стиль Дзогчен, практики Великой Завершенности.
Среди четырех тибетских традиций Калачакра занимает наиболее выдающееся место в Гелуг. Сначала изучение, практика и ритуалы Калачакры привлекли особое внимание к себе в XV в. в Ташилхунпо, монастыре первых Далай-лам и, позднее, Панчен-лам, в Центральном Тибете.
Но сколько бы разных традиций вы ни увидели, акцент должен делаться не на этих небольших различиях. Надо понимать главное, понимание базовой теории.
Лекции в СПб, ноябрь 2006.
вернуться назад