Появление текстов и линий передачи в Тибете

 Первые переводы Круга Времени на тибетский осуществили Гьичо Лоцзава Давэ Осер GyijoLotsabazlabaIodzer и Соманатха из Кашмира – они перевели тантру и комментарий (Шри Калачакру и Вималапрабху).

В XII в. в Тибет была принесена традиция Шести йог (Шаданга-йога) Круга Времени. По некоторым свидетельствам, еще Тапа Нгонше Grapamngonshes (1012 – ?) получил это учение. Тапа был известен в традиции ньингма как «открыватель духовных кладов» – Тертон. По свидетельствам Шоннупэла, в Ярлунге ему встретился Дампа Сангье и пандита Соманатха, и он получил от них соответственно учение «Умиротворения» (шичже) и «Шесть йог» (шаданга).
 
Линия передачи[1] традиции До
Соманатха – Гонпа Кончогсунг (Ратнагупта) – Дотон Намлацэг, Юмо – его сын Дхармешвара – ученый Намка-о – Сэмо Чева Намка Гьелцэн – Дхармасвамин Чжамьян Сарма (Чжамсар Шераб Осэр) – Кункьен Чойку Осэр – Кунпан Туг-чже Цондуй – Чансэм Гьелва Еше – Кункьен Йонтэн Гьяцо – Дхармасвамин Кункьен Ченпо.
 
Линия передачи традиции Ра
 
Непалец Саманташри – Ра Чойраб – Ра Еше Сенге – Ра Бумсэн – Гало – Ронпа Шераб Сенге – лама Дорчже Гьелцэн – Будон Ринпоче.
 
 
А. Берзин. Линии преемственности традиций
 
В плане линий преемственности и передачи традиций Калачакры картина невероятно сложна, поскольку здесь есть:
•          линии преемственности или передачи самой тантры;
•          линии преемственности стадии зарождения;
•          линии преемственности стадии завершения;
•          линии преемственности садхан («методов осуществления». – МК);
•          линии передачи комментариев и т.д.
 
И каждая из этих линий может по традициям не совпадать. Эти линии передачи получались людьми из разных традиций, по разным параметрам, И учителя передавали эти линии передачи друг другу, так что в чистоте одной традиции таких учений нет. Это смесь.
Если мы смотрим на традиции учений с самого начала, то они происходят от двух линий преемственности, идущих от 17-го царя Кулики, а в другом случае от второго, который послал Манджушри передать эту традицию. И здесь есть разница во времени. Но затем обе линии сошлись в одном Учителе, это Калачакрапада Старший: он имел и то, и другое видение. В нем сошлись традиции.
Что касается традиций текстов «метода осуществления» – садхан, то было три основные линии садхан в Индии. А в Тибете мы встречаем столько разных вариантов посвящений потому, что эти три традиции в определенной степени друг с другом комбинировались.
Затем – (в истории традиции учений Круга Времени. – МК) – Калачакрапада Старший встретился с тем, кто стал учителем Калачакрападой Младшим, который в свою очередь это учение представил монастырю Наланда в Индии, и от него пошли линии через трех учеников:
•          одна линия – Манджушримитра. Это был учитель из Непала, а затем через Непал в Тибет эта линия (Ра) пошла через Ра Лоцзаву.
•          Второй, кому передал учение Калачакрапада, был Соманатха, родом из Кашмира. Соманатха передал четырем ученикам:
          Один – До Лоцзава. И от него мы получаем линию До, и от него же преемственность в школу Чжонангпа.
То есть сначала была одна линия, которая потом разошлась:
•          на просто линию До (эта линия До пришла к Будону Римпоче вместе с линией Ра)
•          и линию школы Чжонангпа (линия, которая попала от Чжонангпы, дошла до Таранатхи, а затем была передана Чжамгон Конгтрулу Ринпоче (XIX в.). Но Чжамгон Конгтрул Ринпоче получил линию передачи и от Будона Ринпоче!)
          Второй ученик – Наропа. От него преемственность перешла к ученику Кичжу, но долго не просуществовала.
          Третья линия – от Соманатхи – к Абхаякарагупте. Он прославился как автор текста Ваджра-мала, если переводить буквально: «Ваджрное Ожерелье» – это собрание тантрических текстов и посвящений, всего сотня текстов. В традиции посвящений из текстов Абхаякарагупты Кирти Ценшаб Ринпоче передавал в Петербурге посвящение Калачакры. Абхаякарагупта является автором одной из этих трех линий преемственности по тексту садхан – методов осуществления.
          Четвертая линия, которую передал Соманатха, была передана через ученика Анупанасадара . От него мы получили две другие линии преемственности садхан:
•          одна Садхупутра,
•          другая Вибхутичандра. Они дальше раскололись:
o          одна из них пошла в традицию Другпа Кагью,
o          другая к традиции Бодонга в школе Сакья,
o          третья – к Будону Ринпоче (традиция Шалу), в школу Сакья.
          И затем от Будона Ринпоче эта линия перешла к Ламе Цонкапе и к Конгтрулу Ринпоче и осталась как базовая в Сакье: это линия Норчен.
•          Третья линия Калачакрапады Младшего была передана Манджушримитре, от него – Соманатхе – и затем Цами Лоцзаве. Он был тангут, из тангутского государства Сися между Тибетом и Монголией (где произвел раскопки мертвого города Хара-Хото П.К. Козлов. – МК), а родился в Бодхгайе.
          Он передал свою линию Ургьенпе, который относился к школе Кагью. А Ургьенпа был учителем монгольского Хубилай-хана.
•          Эта линия перешла к Третьему Кармапе.
o          К этому Третьему Кармапе сошлись и другие линии: линия Ра и линия До.
          И эти линии перешли к Конгтрулу Римпоче. То есть Конгтрул Римпоче имел разные линии передачи, не только Чжонангпа.
•          А Мипам Ринпоче, великий лама школы ньингма XIX века, получил свою линию преемственности от Конгтрула Ринпоче.
o          И в то же время эта линия перешла к Калу Ринпоче, школы Шам. Он был шампа-лама, и он получил много линий посвящения Калачакра.
 
Все это довольно сложная картина, с массой имен, которая не до конца понятна. Относится ли это (сообщаемое в буддийских летописях. – МК) к передаче тантры в целом или к передаче садхан – текстов «методов осуществления»?
Но, как бы там ни было, надо понимать, что из трех уровней: коренного текста, комментария к садхане и самой садханы, здесь не было сохранения линии в одной традиции, не говоря уже о передаче стадии завершения, так что картина была запутана, нельзя говорить о традиции в чистоте.
Поэтому общая идея такова: когда соприкасаетесь в теми или иными традициями, не фиксируйтесь слишком на традиции, не думайте, что та или иная традиция чем-то особенные. Текст садханы («метода осуществления») можно практиковать в одной или другой линии.
Тексты практик, которые существовали в Индии, эти три линии преемственности садхан, развились в Тибете в вариации: мы видим разные варианты текстов практик, сочетающие те или иные элементы этих трех традиций. А различия бывают совершенно тривиальными: например, божество стоит в одном варианте на трех дисках, и на четырех – в другом.
Также посвящения могут отличаться структурными особенностями традиций: по-разному решается вопрос, может быть допущена передача посвящений на основе песчаной мандалы или нет. А подлинные различия совсем не столь велики.
Что касается разных линий преемственности относительно стадии завершения: здесь основные различия касаются методов введения энергетических ветров в центральный канал. Те или иные методы используются, чтобы заставить ветры прекратить двигаться по боковым каналам и войти в центральный, и есть некоторые различия относительно этого.
Другое крупнейшее различие – это разница в трактовках пустоты: концепция пустоты как пустоты-себя (в ином переводе. – МК) или пустоты-другого (инопустоты). И делаются эти практики созерцания пустоты тоже на основе разных текстов, в зависимости от интерпретации.
 
Лекции в СПб, ноябрь 2006 г.


[1] За исключением специально оговоренных случаев исторический материал имеет источником «Синюю летопись» Гой-лоцзавы Шоннупэла. ‘Gos lo-tsa-ba gZon-nu-dpal. The blue annals. Deb-ther sNgon-po. Tr. from Tibetan by George M. Roerich. Calcutta, Motilal Banarsidass. 1949. В русском переводе Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись. СПб.: Евразия, 2001. Тибетские имена приводятся в авторской русской транскрипции.



вернуться назад