Формирование тибетских традиций Калачакры

 Итак, в XIII в. одной из главных фигур в сфере учения Калачакры стал Вибхутичандра в плане передачи Шести йог. В традиции Ра в это время выделились Гало и Мэнлун-гуру.

 
Гало (1203–1282)
 
Его собственное имя было Намгьел Дорчже, но его прозвали Гало rgwalo, так как считали перерождением Га-ло (Гампопэ-лома – «ученика Гампопы», т.е. Тольгома Чойюна (1103–1199)). Когда он был ребенком, сам индийский мастер Шакьяшри предсказал, что он будет прославлен.
Традицию Круга Времени линии Ра он получил от Ра Бумсэна. Он занимался созерцанием и достиг совершенства речи, благодаря чему получил дар сочинения новых мантр. Ринпоче до 80 лет служил существам и обучил Калачакре множество учеников.
 
Мэнлун-гуру, Мэншунпа Великий
 
Дхармасвамин Сонам Гьелцэн Bsodnamesrgyalmtsan, также известный как Мэнлунпа (человек из Мэнлуна) или Мэнлун-гуру (1239–?.), кагьюпинский йогин, относился к монастырю и линии Таглунг, в линии преемственности Марпы. Его учителем в школе Кагью был Ранчжунг Дорчже. Линию Круга Времени он получил от Гало, став его главным учеником. Как рассказывается у Шоннупэла, Мэнлунпа, получив мистическое указание от изображения Махабодхи, он отправился в путешествие в Индию, к ступе Дханьякатака и оставил в рукописи описание своего паломничества в Индию. На юге Индии он получил учение «Наивысшее непреходящее блаженство» Парамакшарасукха (mchogtumi ‘gyurba’Ibde). Мэнлун-гуру известен тем, что был великим йогином, мистиком-провидцем и написал руководства по Шести йогам.
 
Для линии распространения До важнейшей фигурой стал великий тибетский йогин Кунпанг Туг-чже Цондуй.
 
Кунпанг Тугчже Цондуй (1243–1313) был держатель линии До в преемственности Круга Времени (по Шоннупэлу), получивший ее от Чойку Осера (1214–1292). Историк Таранатха (сам чжонангпинский Учитель) сообщает, что Кунпанг собрал 17 разных линий Шести йог и синтезировал их. Он созерцал в северных горах Тибета и, как сообщают тексты, подавил силой ума многих противодействующих местных духов. Он  создал монастырь Чжонанг. Его традиция дошла до Дольпопы, Будона, Бодонга – трех разных школ, каждая из которых выработала свою интепретацию, философскую позицию, методологические подходы. Работа Кунпанга «Краткая квинтэссенция объяснения по Шести йогам Великолепного Круга Времени» dpalduskyi ‘khorlo’Irnal ‘byoryanlagdruggi ‘grelpasnyingpobsduspaсчитается самым ранним тибетским текстом по Шести йогам: в ней запечатлены рассыпанные устные наставления учений Шаварипы, переданные Вибхутичандрой. На этой работе много позднее Таранатха базировал свои наставления («Узрение глубокого пути – инструкций по Шести ваджра-йогам» zablamrdorje ’rnal ‘byorgyi ‘khridyigmthongbadonldan).
 
К XIV в. Тибете среди последователей Круга Времени начали формироваться резко разделяющиеся друг с другом течения, прежде всего, Чжонангпа, в русле которой проявился особый интерес к теории природы Будды (Татхагата-гарбха – «Сущность (утроба, сфера) Татхагаты, Так-ушедшего»). Но, хотя в это время, как отмечает Дж. Андерсен[1], школы и течения уже расходились друг с другом в интерпретациях, многие из мастеров Калачакры были не только современниками, а имели еще одних и тех же учителей и учеников. Это прослеживается, когда читаешь истории и линии преемственности школ Дольпопы – Чжонангпы, Будона – Шалупы и Бодонгпы – Бодонга Ринпоче. Также все они обрабатывали одни и те переводы и старались, каждый по-своему, уточнить смыслы учения Круга Времени.
В целом к ряду мастеров Круга Времени XIII–XIV вв. относят лам разных традиций: Чокьи Осера Choskyi ‘odzer(1213–1292), Кармапу III Ранчжунга Дорчже, Будона, Дольпопу, Бодонга, Лончен Рабчжампу Klongchtnrabbyamspa (1308–1364), Ламу Дампа Сонам Гьелцэна Blamadampabsodnamesrgyalmtshan (1312–1375), Бараву Гьелцэна Пэл Сангпо ‘Ba’ rabargyalmtshandpalbzangpo (1310–1391), Мэнлун-гуру (1239–?.)  и других. Из них, скажем, Будон и Дольпопа, главные соперники в области Цанг (Центральный Тибет), учились во многом у одних Учителей, как пишет в своих заметках Дугпа Пэма Карпо ‘Brugpapadmadkarpo, и учили во многом одних и тех же учеников и даже опирались в аргументации на один и тот же комментарий.
Вообще же, как отмечают исследователи тибетского буддизма, в средневековом Тибете существовали именно эти два равнозначно великих Учителя Калачакры: Будон и Дольпопа.
 
Будон (Buston) (1290–1364) и школа Шалу
 
Будон Bu-ston Rin-chen grub, илиШалуРинпоче.  Как можно судить по агиографии (тиб.: намтар) Будона[2], он был человеком невероятно одаренным, с обширными способностями: Будон учился медицине, религиозной живописи, алхимии и «тайному лечению». С учением Круга Времени он встретился, когда путешествовал в район Тагла Staglaвдоль рек Лайон Glayon и Дангкар “Dangkar к учителю – Кэнчен Тарпа Лоцзаве (MkhanchenTharpaLotsaba), который проявлял интерес к Калачакре. Будон находился возле учителя четырнадцать месяцев, после чего поднес ему золотую мандалу («сферу Вселенной») и просил передать «Пробуждение в одной жизни в одном теле», на что учитель передал ему посвящение Круга Времени.
Как говорится в агиографии: когда получал благословение, он достиг многих «дверей самадхи» (созерцательного сосредоточения. – МК). Кроме того, в духовной биографии (агиографии) говорится: «когда он слушал учение тайной мантры от Девапуньи (учителя), тогда он ясно видел одобрительные взгляды трех божеств – Хеваджры («О-Ваджр!»), Самвары (Тиб.: Демчог – «Высший Круг блаженства») Калачакры («Круг  Времени») с божествами их окружения».
По свидетельствам Дугпа Карпо, позднее Будон испросил передачу практики (тиб.: phyaglen) по методу Ра Лоцзавы от учителя Пэлдэна Сенге (dpal ldan seng ge). Пэлдэн Сенге объединил подходы традиций Ра и До к наставлениям посвящения (dbang bka’) по Кругу Времени. От Дорчже Гьелцэна Пэл Санго Rdo rge rgyal mtshan dpal bzang po (1283-1325), который был совершенным мастером – знатоком текста и практики Круга Времени и учеником Ронпа Шейраба Сенге Rong pa shes rab seng ge (1251–1315), Будон получил полные объяснительные учения (bshad bka’) Круга Времени, включая учения Ра и До и разных методов практики (bzhed tshul). Будон оставался с Дорчже Гьелцэном девять месяцев, в течение которых он завершил два раза две передачи объяснительных и инструктирующих (mdzub ‘khrid) учений.
Как сообщает биография, шесть йог Будону преподавал Тарпа Лоцзава (TharpoLotsaba), по тексту «Шесть методов» (Sbyordrug) Анупамаракшиты (Dpemed ‘tsho), также Будон у него учился циклу учений Круга Времени, начиная с Уттаратантры («Наивысший непрерывный поток»), включая цикл Хеваджры с большим комментарием Наропы (Rdorjesnying ‘grel)  и т.д.  Получив Шесть йог через линию передачи Вибхутичандры, Будон впоследствии сам написал семь работ по Шести йогам (в его собрании сочинений – сумбуме), и практика Шести йог стала центральной для основанной им традиции Шалупа.
 
В целом, Будон составил много текстов по Калачакре, в которых объединил подходы линий Ра и До.
 
Срединих тексты[3]:
dBang-gile'u'i 'grel-bshaddri-mamed-pa'i 'odmchan-bcas – Объяснение главы о посвящении в комментарии «Незамутненный свет», вместе с построчной корреляцией.
 'Jig-rtenkhams-kyile'u'i 'grel-bshaddri-mamed-pa'i 'odmchan-bcas - Объяснение главы о сфере мира в комментарии «Незамутненный свет», вместе с построчной корреляцией.
Nang-gile'u'i 'grel-bshaddri-mamed-pa'i 'odmchan-bcas - Объяснение главы о внутреннем Круге Времени в комментарии «Незамутненный свет», вместе с построчной корреляцией.
 dPaldus-kyi 'khor-lo'idkyil-chog-gizin-bris – Заметки по ритуалу мандалы в Великолепном Круге Времени.
dPaldus-kyi 'khor-lo'idkyil-chogyon-tankun-'byung - Ритуал мандалы в Великолепном Круге Времени Источник всех благих качеств.
 
Будон Ринпоче из всех тибетских учителей того времени стал несравненным знатоком учений сутр и также учений различных тантр, из которых он преимущественно изучал ануттара-йога тантры, но также и тантры других классов. Он стал особо известен как мастер и автор наставлений по Своду тайн (Гухьясамаджа), О-Ваджру (Хеваджра), Высшему кругу блаженства (Чакрасамвара) и, конечно, Кругу Времени. Он составил комментарий по «Поименной хвале Манджушри» (Манджушри-нама-самгити), относящейся к классу йога-тантры, но составляющей как бы прелюдию к Калачакре. 
К 1334 г. Будон завершил аннотацию имевшихся тибетских переводов XIII в. текстов Калачакра-тантры и Вималапрабхи, сделанных Шонгтоном Дорчже Гьелцэном, произведя сверку с оригиналом, и выявил около 30 мест, нуждающихся в исправлении; по этим аннотированным версиям в дальнейшем он передавал наставления по Кругу Времени.
Будон преподавал в последние годы жизни ежегодно в четыре периода: в периоды летом и зимой он обучал Запредельной мудрости (Праджняпарамита) по своим комментариям, а весной и осенью преподавал по своим «заметкам» (mchanbu) систему Круга Времени – в рамках тантры и комментария «Незамутненный свет». Он настоял передать свой настоятельский трон в Шалу заранее, когда прочувствовал наступление старости – почти за десят лет до смерти, и удалился на покой в затворничество в Рипуг riphug.
 
Вместе со своим учеником Дашэпа Ринчен Намгьелом sgratshadparinchenrnamrgyal Будон критиковал воззрения Дольпопы относительно философских оснований Калачакры. В общем же, он говорил: 
«Пусть каждый передает наставления наилучшим образом по своим возможностям, а те, кто не способны делать это, должны отказаться от философии; правильнее посвятить себя исключительно практике подготовки к смерти. Так за время моего учительствования многие учителя умерли, и сам я думаю, что умру, возможно, в ближние семь лет. Практикуйте Дхарму!»[4]
 
Незадолго до смерти Будон в день полнолуния произвел специльное «освящение земли» в храме Круга Времени. В Шалу (Zhwa lu) Будон установил более чем семьдесят мандал Круга Времени и тантр класса йоги, в основном Ваджра-дхату (Сферы Ваджра).
После его смерти ученики освятили различные мандалы – «священные круги», прежде всего полный священный круг уровней Тела-Речи-Духа Круга Времени.
 
Из всех учеников Будона наиболее выдающимися были Чокьи Пэлба Choskyidpalba, Кьюнг лхэпа Khyunglhaspa и Да Шэпа Sgratshadpa.
 
Также Будон передал линию наставлений по посвящению – по тексту тантры Круга Времени и Незамутненного света, «инструктирующих наставлений» (тиб.: khrid bka') по шести йогам Круга Времени, линию «устной передачи (тиб.: lungbka’) с прилагающимися предметами (тиб.: chalagphyogmthun) государственному религиозному наставнику из школы Сакья, ветви Шитог (bzhithog) Кунга Ринчен Гьелцэн Пэл Сангпо Kundga’ rinchenrgyalmtshandpalbzangpo (ум. В 1399), Чжангчуб Гьелцэн Тай Ситу и Чжампэ-янг Шакья Гьелцэн Пэл Сангпопа Byangchubrgyalmtshantaisituchenpo ‘Jampa’IdbyangsShakyargyalmtshandpalbzangpopa, который был вторым Лхацуном (титул – букв.: Божественный Достопочтенный) и наставником Чжангчуб Гьелцэна.
Значение Будона Ринчен-дуба для буддизма Тибета было огромно – прежде всего, он стал составителем и редактором (а в ряде случаев и переводчиком) тибетского Канона (Кангьюр, Тэнгьюр), а кроме того, он изучал буддийские Тантры и для прояснения практики представил их в системе. Он составил общий каталог тантр (Гьюбум–гьи карчаг) и в этом каталоге обозначил число мандал в разных тантрических системах, включая систему Круга Времени. В ряду всех тантр для Тантры Круга Времени он выделил особое место.
Он подготовил новый, отредактированный и исправленный текст имевшегося канонизированного перевода Тантры Калачакры и комментария Вималапрабхи. Также он написал целый ряд текстов по Калачакре: объяснения посвящений, наставления по подношениям, в частности по ритуалу подношений йогиням тридцати семи родов, по размещению божеств внешнего круга, по огненному подношению (тиб.: джинсег – sbyinsreg), по освящению земли при посвящении, по ритуальному танцу двенадцати богинь священного круга (мандалы).
В Шалу, где жил и проповедовал Будон Ринпоче, под покровительством князей Шалу, утвердилась школа его последователей – Шалупа, практиковавших методы Будона (bulugs).


[1] Andersen J. Kalacakra. Textual and ritual perspectives. Camb. (Mass.), 1997
[2] По биографии Будона в переводе Рюегга. D.S. Ruegg.  The life of Bu ston rin po che. Roma, 1966.
[3] Перечень текстов из Библиографии по на сайту А.Берзина. // URL.: www.berzinarchives.com (Дата обращения 13.01.2019).
[4] Там же. – с.152.



вернуться назад