Дольпопа Dol po pa и школа Чжонанг

 В передаче Калачакры школа Чжонанг представляет линию До. Свою линию преемственности в ее раннем и классическом периоде последователи Чжонанг в целом определяют так:

4 «Опоры Круга Времени» (Дуйшаб):
Манджубхадра – Калачакрапада Старший
Шрибхадра – Калачакрапада Младший
Бодхибхадра – Сын Будды из Налендры (Наланды) – rgyalsrasnalendraba
            В Тибете:
Панчен Дава Гонпо - Panchenzlabamgonpo
Дагьюр (Переводчик звучания) Дотон Лоцзава – Sgrabsgyursgrostonlotsaa
Великодостигший (махасиддха, дубчен) Юмова – Grubchenyumoba
Кунпанг (Все-отвергнувший) Тугчже Цондуй – Kunspangsthugsrjebrtson ‘grus
Кункьен (Всеведущий) Дольпопа – KunmkhyenDolpopa
Кункьен (Всеведущий) Чог-гьел ва – Kunmkhyenphyogsrgyalba
 
По сути, традиция Чжонанг как отдельная школа была создана Дольпопой, вычленившим свою традицию  из школы Сакья. До Дольпопы все его учителя и предшественники не считали себя какой-то иной школой, нежели Сакья. Поэтому, по-видимому, ряд Учителей, йогинов, предшествовавших Дольпопе в традиции Круга Времени, включены равно как в линию Чжонанг, так и в линию Сакья. Интерес к Калачакре был присущ и самой Сакья – в частности,  именно в Сакье зародились линии Шалу (Будона) и Бодонгпа. Однако основной точкой расхождения Чжонангпы с Сакья и специфической особенностью, помимо приверженности Калачакре, стала теория инопустоты (пустоты-от-другого), иначе формулируемая ее последователями как «Великая-Мадхъямака (философия срединности)» dbumachenpo, которая, с одной стороны, поразила Тибет и привлекла к Дольпопе многих учеников и почитателей, а с другой стороны, вызвала резкую критику современников из других школ, стоявших на распространенных в Тибете философских позициях Мадхьямака-Прасангики. Наиболее известными ламами, прозводившими критический разбор воззрений Чжонангпы, были Будон Ринпоче и Рендава Шонну Лодой. По причине теории инопустоты чжонангпинцев стали сравнивать с индуистскими течениями, базировавшимися на вере в существование души, а одним из обозначений школы, даваемых западными буддологами, стало название «буддийские онтологисты» или, как писал Е.Обермиллер, «тибетские брахманисты».
По интерпретациям Таранатхи и других ученых Чжонангпы относительно раннего периода – до того времени, когда был создан монастырь Чжонанг (буквально монастырь Пунцог Чойлинг) и выработаны философские позиции «пустоты-другого» в связи с традицией монастыря – первыми учителями, заложившими философские основы Чжонанг, были Цэн Кавоче и Юмова. Таким образом чжонангпинские последователи вписали этих двух широко прославленных учителей в свою школу, хотя значение их, несомненно, было шире – они  оказали большое влияние в Тибете на разных индивидуумов и на разные традиции.
Цэн Кавоче (btsankhaboche) (1021 – ?) прославился своими знаниями работ Майтреи-Асанги, изученными им у индийского учителя Санджаны, к которому он пришел в 56 лет с прошением передать учения Майтреи, чтобы они стали «его предсмертной молитвой». Он слушал учения у ученика Санджаны – Тапы Нгоншея (grapamngonshes) (1012 – ). Шоннупэл выделяет Цэна Кавоче в отдельную «традицию Цэна» (цэн-луг), поскольку тот стал одной из ключевых фигур в своей области для последующих ученых и йогинов всех школ – он проповедовал учение Майтреи многим и во многих местах. В своих учениях он базировался прежде всего на двух текстах Майтреи «Наивысший непрерывный поток» (Уттаратантра) и «Различение срединности» (Мадхьянтавибханга), и его позиции относительно различения феноменов (дхарма) и природы феноменов (дхармата) были изложены в тексте «Лотосовый крюк» (padmalcagskyu). Эти учения имели ценность для выявления изречений Будды «определенного смысла» (нитартха) (т.е. тех, которые можно понимать буквально, без интерпретации).
Юмо Микьо Дорчже (yumomibskyodrdorje), или Юмова (1027–1109). Вся современная информация о Юмове опирается на Таранатху как свой источник. Юмова получил учение по комментарию «Незамутненный свет» от ученика Соманатхи по имени Дотон Намлацег (sgrostongnamlabrtsegs). Он составил руководства по стадии завершения в системе Круга Времени – «Четыре цикла проясняющих светильников» (gsalsgronskorbzhi): относительно «единения» (zung ‘jug), «Великой печати» (phyagrgyachenpo), «Ясного света» (‘odgsal) и «пустоты» (stongnyid). Таранатха, а вослед за ним и другие, считал, что Юмова сам зародил основное воззрение Чжонангпы об «инопустоте», или «пустоте-от-другого», а Дольпопа уже развил это учение, потому что Юмова подчеркивал, что нужно различать пустоту философских воззрений и пустоту медитативного опыта. Юмова, тем не менее, не вводил никаких особых терминов, как «инопустота» или «исконнознание – всеоснова» (kungshiyeshes), которые ввел потом Дольпопа.
От Юмовы линия передачи пошла к Дхармешваре – практику, изучавшему логику, философию срединности (мадхъямака), Тантры Свода тайн (Гухьясамаджа) и Круга Времени. Его учеником был Намка Осер (nammkha’ ‘odzer), а учеником того – сын Дхармешвары по имени Семочева Намка Гьелцэн (semochebanammkha’ ’odzer) и дочь Дхармешвары по имени Чжобум (jo ‘bum) или Мачиг (мать) Чжобум, пришедшая к буддизму после практики магии. Ученик Семочевы – Чжамсар Шейраб Осер, йогин-аскет, не прерывавший созерцания не только в затворе, но и во время преподавания ученикам учения. Его учеником был «Всеведующий» лама (Кункьен) Чойку Осер Chossku ‘odzer(1214–1292), и про их связь Учителя-ученика Семочева сказал, что она существовала в течение многих жизней. Его учеником стал Кунпанг Туг-чже Цондуй (1243–1313), (о нем было подробнее в разделе о появлении линий передачи). Учеником Кунпанга, известного держателя линии До и собирателя линий Шести йог, стал Чжангсем Гьелва Еше (Гьел-Е) (1257–1320), занявший пост настоятеля монастыря Чжонанг. Его учеником был Латопа Вангьел, составивший комментарий к последним четырем разделам Шести йог. Также у него и у Кунпанга учился Мунмэ Тагкапа Тагпа Сенге (1255 – 1343), известный отшельник. Он прослушал руководство по Шести йогам у Акарасиддхи, младшего сына Га-лоцзавы. Он начитал 10 млн. раз наговор Круга Времени. Во время летних затворов он практиковал Отсечение (Чод). У него проявились способности предвидения. Другим учеником Чжангсема был Кецун Йонтэн Гьяцо (1260–1327). Он учился у многих учителей в Сакья, в частности, у Чжамьянпы и хорошо изучил Канон, а позднее слушал учения Круга Времени у Кунпангпы и Чжангсемпы. Его учеником стал Шейраб Гьелцэн – Дольпопа.
 
Дольпопа (1292–1361)
 
Имя Дольпопа было дано дост. Шейрабу Гьелцэну по названию его родной местности Дольпо (на территории Непала). Как сообщают биографии[1], написанные его учениками Гарунгвой Лхэй Гьелцэном и Кунпангом Чойдак Пэлсангом, сначала он отправился учиться в княжество Мустанг (тоже в Непале) к сакьяскому учителю Гьидону Чжампа Дакпе skyiston, затем вместе вослед за тем перебрался в Тибет в монастырь Сакья, в области Цанг. Он обратил на себя внимание ученых лам школы Сакья своими интеллектульными способностями – освоил программу буддийского образования, принятого в Сакья, включая сутры Праджняпарамиты, логику, теорию дхарм (буддийскую метафизику), а также текст Шантидевы «Введение в деяния Героев Пробуждения (Бодхисаттвачарьяаватара)», другие тексты, и приступил к дебатам и преподаванию. К тем учениям, которым он сам придавал наибольшее значение, относились:
·                    Тантра Круга Времени,
·                    Трехчастный цикл объяснений для Героев Пробуждения (sems ‘grelskorgsum),
·                    десять сутр о природе Будды
1.                  bdebshingshegspa’Isnyingpo’Imdo – Татхагата-гарбха сутра
2.                  rnamparmirtogpala ‘jugpa’Igzungs– Авикальпаправеша нама дхарани
3.                  lhamodpalphrengsenggesgra’Imdo– Шрималадеви симханада нама махаяна сутра
4.                  rnga bo che cnen po’I mdo – Махабхерисутра
5.                  sor mo’I phreng ba la phan pa’I mdo – Ангулималиясутра
6.                  stong nyid chen po’I mdo – Махашуньятасутра
7.                  de bzhin gshegs pa’I thugs rje chen po bstan pa’I mdo – Татхагатамахакарунанирдешасутра
8.                  de bzhin gshegs pa’I yon tan dang ye shes bsam gyis mi khyab pa’I bstan pa’I mdo – Татхагатагунаджнянаачинтьянирдешасутра
9.                  sprin chen po’I mdo rgyas pa – Махамехгасутра
10.              myang ‘daschenpo’Imdo – Паринирвана сутра в краткой и обширной версиях
В составе 10 сутр, относимых школой Чжонанг к последнему повороту Колеса Учения – то есть сутр «определенного смысла» (нитартха), проходят 1, 2, 3, 4, 5, 10, а также:
·                                             ‘Phags pa gzungs kyi dbang phyug rgyal pos zhus pa
·                                             Ye shes snang ba rgyan
·                                             ‘phel ba dang ‘grib pa med par bstan pa
·                                             Mdo dgongs pa nges par ‘grel pa.[2]
Дольпопа изучал комментарий «Незамутненный свет» под руководством учителя Гьидона, а также получал наставления от Кунпанга Дагпа Гьелцэна kunspangsgragspargyalmtshan (1263?-1347?).  После нескольких лет созерцания в затворничестве Дольпопа стал по просьбе своего учителя Йонтэна Гьяцо его преемником в роли настоятеля монастыря Чжонанг. В 1329 он затеял строительство великой ступы, но первая построенная им ступа разрушилась, тогда с 1330 по 1333 он организовал во второй раз строительство крупнейшей в Тибете ступы Чжонанг Кумбум в семь этажей. Это событие было как-то внутренне связано с формированием им своей системы воззрений, поскольку уже в период строительства Дольпопа написал свою известную работу «Гора Дхармы – океан определенного смысла» (richosngesdonrgyamtsho). Утверждая свои воззрения, Дольпопа намекал и прямо объявлял, что он репрезентирует здесь владыку Шамбалы – Пундарику, что он воплощает в себе царя Шамбалы, что только он один в Тибете обрел постижение тайных учений Круга Времени. Как следствие, вокруг него начал складываться особый ореол, поддерживаемый и развитый учениками, и множество людей в Тибете, ориентируясь на эту репутацию, делали ему обильные подношениям  на строительство великой ступы.
Затем, следуя его повелению, два ученика – Мати Панчен Чжамьянг Лодой и переводчик Лодой-пэл  blogrosdpal (1299–1353) переработали перевод текстов Круга Времени, и на основе этого нового перевода Дольпопа написал сокращенное изложение комментария «Незамутненный свет». (Вималапрабха). Правда, сам перевод не получил всеобщего признания в Тибете – (например, позднее Кунга Сангпо критиковал его, сравнивая с другим имевшимся вариантом, в своем письме наследникам Мати Панчена). Также Дольпопа  составил много текстов по посвящениям, созерцанию и астрологии Круга Времени.
Он передавал учения и посвящения Круга Времени множество раз в своей области – Цанге и в Лхасе также.
Помимо текстов, относящихся к системе Круга Времени, Дольпопа известен текстами, излагающими его воззрения «инопустоты», — это прежде всего «Гора Дхармы» и «Четвертый собор».
Дольпопа утверждал, что самопустота (пустота от себя – то есть пустота от существования феноменов в высшем, абсолютном смысле) не может быть принята и что термин буддийской философии пустота должен относиться только к инопустоте (пустоты-от-другого то есть от всего приписываемого феноменам в их существовании на относительном уровне). Он был уверен, что восстанавливает в своей системе воззрений правильное понимание Учения Будды, потерянное в ходе истории, в котором утвердилось воззрение «самопустоты» (в терминологии Дольпопы), критикуемое им как нигилистическое. Тех, кто оспаривал и опровергал его утверждения, Дольпопа вызвал на диспут, и в анналах самой школы Чжонангпа эти ситуации остались описанными как достижение Дольпопой неоспоримой победы: в частности, так описывается встреча Дольпопы с Будоном в последние годы жизни последнего, при которой Будон якобы испугался навестившего его в Шалу Дольпопы и не стал дискутировать, но подарил Дольпопе разные дары и на этом расстался.
Однако же в биографии самого Будона, равно как и в его работах не упоминаются  какие-либо диспуты с Дольпопой, хотя в его биографии в разделе, относящемся ко времени описанной выше встречи с Дольпопой, говорится, как Будон, этот лучший ученый и знаток текстов Дхармы в Тибете своего времени, возможно, не без связи с традицией Дольпопы, замечал про одного великого йогина из Цари: «он, когда философствует, то занимается медитацией, а когда медитирует, то делается философом, а это крупная ошибка, и неверно будет приступать к философской дискуссии, нося «плотные одежды» (созерцателя-отшельника)»[3]. Будон анализировал концепцию «Сущности Так-ушедшего» (Татхагата-гарбха), т.е. природы Будды, трактуя ее как диалектически единую с потоками сознания (психики) существ, отграничивая это понимание от интерпретации ее последователями «инопустостоты» как онтологически  (природно, сущностно) тождественной с психическим потоком (в работе – Bdegshegssnyingpomdsesrgyan). Самая ранняя сохранившаяся подробная философская критика конкретно школы Чжонангпы принадлежит авторству Кашипы Ринчен Дорчже bka’ bzhiparinchenrdorje. Впоследствии лама Чже Цонкапа, основатель школы Гелуг, подверг критике позиции «инопустоты» в своей работе «Легше-ньинбо» – «Сердечная суть прекрасных обяснений». Но, несмотря на всю критику, воззрения «инопустоты» проникли в воззрения школ Ньингма, Кагью и Сакья, смешавшись с учениями Махамудры и Дзогчен, и были представлены позднее в работах некоторых видных Учителей этих школ.
Дольпопа оставил после себя в качестве преемников несколько главных учеников, это Мати Панчен Чжамьянг Лодой matipanchen ‘jamdbyangsblogros (1294-1376), Ньяон Кунга Пэл nyadbonkundga’ dpal (1285–1379), ответственный за передачу воззрений инопустоты,и, наконец, прозванный «великим настоятелем» Нгари Чоглэй Намгьел mnga’ risphyogslasrnamrgyal(1306–1386). Чоглэй Намгьел учился у Будона Ринпоче, но получал посвящения и наставления Круга Времени также у Дольпопы и в итоге стал чжонангпинским мастером. Он был Учителем-наставником (чойпон – chosdpon) в монастыре Чжанг Нгамринг ByangNgamrings. Этот монастырь, основанный в 1225, по согласованию с Дольпопой восстановил Чжанг Тайвэн (byangta’Idben), правитель области Чанг (Ринпоче1316 –). Сам Чжанг Тайвэн относился к семье князей Нгамринга, которые были тесно связаны с учением Круга Времени, и сама местность Нгамринг была знаменитым центром изучения Калачакры.
Один ученик Дольпопы выделился как калачакринский мастер, его так и прозвали – Калачакринец, Дуйнкорва Дорчже Ньингбо dus ‘khorbardorjesnyingpo.
У Чоглэ Намгьела учился Сангье Ринченпа (1338 – 1424), учитель Гой-лоцзавы Шоннупэла – автора «Синей летописи, истории буддизма в Тибете». Этот учитель практиковал в затворничестве, невзирая на тяжелую болезнь, мучившую его тело, как горящий уголь, девять лет, и болезнь отступила, а созерцание стало еще лучше. Он трудился на благо других до 86 лет. Также долго – до 93 лет прожил, практикуя, другой ученик Чоглэ Намгьела – Ринпоче Сосанва (1340–1433) глубоко изучивший Калачакру и достигший стадии великодостигшего (сиддха). Его учеником был Качупа Пэма Сангпова, основавший скит Янан и много созерцавший и проповедовавший Круга Времени. Его учеником был Ринпоче Гьелцэн Сангпо (1350–1425), прославленный своей монашеской дисциплиной, сочетающейся с практикой Круга Времени. Также он написал книгу по стадии завершения Калачакры.


[1] Здесь и дальше информация о Дольпопе излагается по работе Стерна:Cyrus Stearns. The Buddha from Dolpo. Delhi, 2002.
[2] D.S. Ruegg. The life of Bu ston rin po che. – с.153.
[3] Там же. С. 152.



вернуться назад