Бодонг и школа Бондонгпа

 Традиция Бодонг, также особенно связанная с практикой Круга Времени, возникла в монастыре Бодонг-Э, основанном в 1049 г. учителем школы Кадам по имени Геше Шеньен Муда Ченпо, который был настолько вдохновлен пандитой Стхирапалой KhenchenBumthaksumpaученым, прибывшим по приглашению переводчика Ньен Лоцзавы Дхарма Дакпы из Индии, что в качестве подношения отдал ему созданный монастырь. В это время монастырь Бодонг-Э наряду с Сангпу представлял из себя крупнейший образовательный центр Тибета.

Особую традицию монастыря создал Бодонг Ринчен Цемо, получивший все глубочайшие учения от великодостигшего (махасиддха, тиб.: дубтоб) Семочевы, известного учителя Калачакры. Бодонг Ринпоче Ринчен Цемо стал известен как свободный мыслитель, синтезировавший разные материалы учений. Бодонг сочинил также трактат по алхимии (санск Ринпоче: расаяна, тиб.: bcudlen). Он создал «Большое божественное изображение Круга Времени» (dus ‘khorlhamoche). Он прочел 10 млн. мантр, не сходя с места и прославился сверхъестественными способностями, обретенными в практике. Он обычно обучал учеников тантре Круга Времени. Про него говорили, что он отправился в Шамбалу после смерти.
Ряд выдающихся учителей и переводчиков вышли из Бодонга. Так у Семочевы и Бодонга Ринчен Цемо учился Тагдепа Сенге Гьелцэн (1212–1294), служивший существам 83 года,  и его прославленный ученик переводчик Шонгтон Дорчже Гьелцэн Shongstonrdorjergyalmtshan. По просьбе 5-го сакьяского патриарха Пагпа Лодой Гьелцэна ‘phagspaBlogrosrgyalmtshan (1235–1280) Шонгтон Дорчже Гьелцэн подготовил ревизию перевода Шри Калачакры, сделанного До-лоцзавой и Соманатхой, на основе двух санскритских манускриптов, которые были доступны в то время. Также Шонтон перевел на тибетский комментарий «Незамутненный свет» (Вималапрабха). Дальше на основе его переводов Тантру Круга Времени изучали и Будон, и Дольпопа и все другие.
Шонгтон стал Учителем Панг Лоцзавы Лодой Тэнпа (1276–1342), одного из лучших переводчиков своего времени. Его называли «Владыка ученых». Он изучал Калачакру еще у Тагдепы. Семь раз он ходил в Непал. Перевел и отредактировал переводы множества текстов. Когда Дхармасвамин Сонам Гьелцэн, также известный как Мэнлун-гуру, слушал его прочтение «Незамутненного света», он заявил, что Лодой Тэнпа по-настоящему осуществит Круг Времени. Он развил свой метод созерцания и много ему обучал, так что слава его разошлась от Западного Тибета до Китая.
Затем последовал  лама Дампа Сонам Гьелцэн (1312–1375), автор одной из наиболее ранних историй Тибета «Гьелраб Сэлвэ Мелонг». Лочен Чжангчуб Цэмо (1303–1385) был переводчиком и настоятелем Бодонга. Его считали перерождением Дхармешвары, сына Юмовы. Он созерцал день и ночь, не прерываясь, запираясь один в темной маленькой хижине и всецело погружаясь в концентрацию ума. Он служил существам около 80 лет. Его племянник Лочен Дакпа Гьелцэн (1352–1405) тоже стал переводчиком и много проповедовал Калачакру. 
Бодонг Панчен Чжигдэл Чоглэ Намгьел Bo dong Pan chen phyogs las rnams rgyal (1376–1451) – лама, чье имя, если перевести его, значит: «ученый из Бодонга», «полный победитель во всех направлениях света». В действительности, это было почетное звание, данное ему в результате сокрушительнрых побед над всеми оппонентами в философских диспутах. Он создал обширный комментарий по тексту Тантры Круга Времени и объяснение ритуала мандалы – священного круга Круга Времени, а также инструкции по практике двух из Шести йог. Он был одним из самых великих лам XV в., а также еще переводчиком, художником и врачом, прославился своими трудами в области философии, литературы, поэзии, медицины, живописи, архитектуры, астрологии и духовного обучения. Его собрание сочинений включает около 150 томов текстов по всем этим областям, главная работа из которых «Сводка Таковости» (Деньид дуй-па) – обзор всего Учения Будды  состоит из 133 томов, по 500 листов в каждом, и является самым большим ученым сочинением, когда-либо написанным в мире. Бодонг Панчен Чоглэ Намгьел стал одним из учителей 1-го Далай-ламы Гендун-дуба, и это он почтил своего ученика сохраняющимся доныне  титулом Всеведущего (tham cad mkhyen pa), когда тот смог успешно ответить на все его философские вопросы – так установилась особая связь Бодонгпа с линией Далай-лам. Также он были и учителем 1-го Панчен-ламы Кэдуб Гелег Пасанга. Он обучал учеников из всех традиций буддизма, поэтому иногда его называют учителем Римэ (внесектарианским). В конце жизни он основал монастырь Поронг Пэма Чойлинг вблизи озера Пэлку в Западном Тибете.   



вернуться назад