Позднее распространение традиции Шести йог. Круг Времени в Тибете в средневековье

 Ванаратна (1384–1468)

 
Второе более позднее проникновение наставлений по Шести йогам произошло, когда Ванаратна (Пэл Наг-кьи Ринчен) принес линии Калачакры и Гухьясамаджи из Восточной Индии в Тибет.
Ванаратна был сыном князя из города Саднагара (Дампа). Он учился в монастыре Махачайтья, затем на Цейлоне, в Южной Индии. Он жил некоторое время возле ступы Шри Дханьякатака, где Будда передал посвящение Круга Времени. Ванаратна изучал текст Калапа-сутры (т.е. «Наставление о Калапе» – столице Шамбалы) с Харихарой, не-буддийским ученым, затем проводил трехлетние затворы. Рассказывают, что в вихаре Уруваса каменная статуя Авалокитешвары сказала ему: «Иди в Тибет!», и Ванаратна через Непал отправился в Тибет. Ванаратна стал духовным наставником тибетского царя. Его называют часто «последним пандитой» в ряду всех индийских учителей, приходивших в Тибет для проповеди Дхармы. В Тибете Ванаратна передал учения Анупамаракшиты тридцати двум питакадхарам («держателям корзин» Учения»), среди которых был и сам переводчик, историк Гой-лоцзава Шоннупэл, оставивший об этом запись. Ванаратна передал наставления в линии Анупамаракшиты по всем шести звеньям Шести йог, в то время как даже у светила Дхармы Будона сохранились уже наставления этой линии лишь по трем звеньям. Также Шоннупэл отмечал, что Ванаратна был особо значим в плане прояснения «определенного смысла» (нитартха) Ваджраяны.
Учения Ванаратны вдохновили тибетских буддийских лам на комментарии по Шести йогам Круга Времени. Ванаратна трудился над переводом текстов Круга Времени на тибетский вместе с известным переводчиком Сонам Гьяцо-(де).
 
Школа Сакья
 
Прежде всего, средневековая история изучения и практики Круга Времени в Сакье совпадает с описанной в рамках школ Шалупы (школы Будона), Бодонгпы, которые были внутрисакьяскими течениями, специализировавшимися на Калачакре, и также школы Чжонанг, поскольку эта школа вычленилась из Сакья уже после Дольпопы, то есть с конца XIV в.
 
Сонам Гьяцо-(де)   (1424–1481)
 
Сонам Гьяцо bsodnamesrgyamtsho (sde) прославился как переводчик, йогин, учитель Калачакры. Он учился по большей части в традициях Сакья и Чжонанг. Он считал Круг Времени высшим учением Будды и обычно толковал все сутры и Тантры с опорой на Тантру Круга Времени. Он преподавал множеству учеников в разных местах Тибета – в Ярдоке, Западном Лхотаге, Северном Лато, Чампалинге и т.д. В лучшие свои годы Сонам Гьяцо давал более тридцати раз за полгода руководство по Шести йогам. Сонам Гьяцо считался величайшим по знанию Калачакры среди мастеров своего времени. Он прожил 59 лет и, как рассказывается в агиографии, реализовал иллюзорное тело, прах его хранится в Чжампалинге.
 
Чже Цонкапа  и школа Гелуг
 
Цонкапа или Чже Ринпоче (1357–1419) обучался системе Круга Времени у учеников Будона Ринпоче: Чокьи Пэлба Choskyidpalba, Кьюнг лхэпа Khyunglhaspa и Да Шэпа Sgratshadpa, а также  получал посвящения и тайные наставления Круга Времени у Гонсума Дэченпы и у чжонангпинского учителя Кункьен Ньявонпы. Лама Цонкапа провел полный затвор по Шести йогам Круга Времени – то есть по осуществлению стадии завершения. Закончив этот затвор, как рассказывается, Чже Цонкапа имел подлинное видение Круга Времени, и само божество Круг Времени предрек, что Чже Цонкапа будет вторым Сучандрой в плане широкого распространения Калачакры[1].
Получив и реализовав Шесть йог в линии традиции Вибхутичандры, он широко комментировал это учение, и сохранились записи его учеников – Гьел Тенгпы rgyalstengspa, Шаркава Ринчен Чойгьела sharkhabarinchenchosrgyal, Намкар Сонама rnamdkarbsodnam. Чже Цонкапа передал традицию Круга Времени дальше своему ученику Кэдубу.
 
 
 
Кэдуб Чже  (1385–1438)
 
Кэдуб Чже Гелег Пэл Сангпо MkhasgrubrjedGe-legsdpal-bzang-po- ученик Чже Цонкапы, преподавал Шесть йог стадии Круга Времени завершения, и это учение было записано его учеником Гьямава Rgyamaba под названием «Стадия завершения Великолепного Круга Времени» (dpalduskyi ‘khorlo’Irdzogsrim). Как сообщается в текстах по буддийской истории, Кэдуб Чже овладел всей системой Круга Времени. Впоследствии он составил комментарий на «Незамутненный свет», который невероятно велик, даже по тибетским меркам – он занимает в собрании сочинений Кэдуба три тома и называется «Выявление таковости – обширное наставление по большому комментарию “Незамутненный свет” на великолепный Круг Времени» (dPaldus-kyi 'khor-lo'i 'grel-chendri-med 'od-kyirgya-cherbshad-pade-kho-na-nyidsnang-barbyed-pa), а также ставший широко известным «Ритуал священного круга (мандалы) великолепного Круга Времени – совершенное прояснение замысла (Будды)» dPaldus-kyi 'khor-lo'icho-gadgongs-parab-gsal. Кроме того,  он написал историю Калачакры.
 
Гьелцаб Дарма Ринчен (1364–1432)
 
Гьелцаб Дарма Ринчен rGyal-tshabrJeDar-marin-chen- ученик ламы Цонкапы, написал «Сокращенное наставление по Шести йогам Великолепного Круга Времени», «Введение в краткий путь великоблаженства – способ практики двух стадий Великолепного Круга Времени» dPaldus-kyi 'khor-lo'irim-pagnyisji-ltarnyams-sulen-pa'itshulbde-bachen-po'ilam-dumyur-du 'jug-pa
 
В традиции Гелуг изучение и практика Круга Времени продолжалась на протяжении столетий. В XV– начале XVI вв. прославился Кэдуб Норсанг Гьяцо.
 
Кэдуб Норсанг Гьяцо (1423–1513)
 
Кэдуб Норсанг Гьяцо mkhassgrubnorbzangrgyamtsho, ученый, ученик Первого Далай-ламы и Тагцанга Лоцзавы Шейраба Гьелцэна,  стал главным учителем Второго Далай-ламы. Будучи гелугпинским учителем, он проявлял особую открытость к учениям других школ и представил в своем учении синтез Гелуг и Кагью, в особенности в плане учений и практики Великой Печати (Махамудра). Возможно, именно его следование учению Круга Времени вызвала эту открытость. Вместе с Пугпой Лхундобом Гьяцо он стал основателем школы Пугпа в тибетской астрономии и астрологии, базирующейся на тантре Круга Времени. В течение 40 лет он был странствующим йогином-созерцателем. Наиболее известна его работа «Украшение к “Незамутненному свету”, проясняющее  внешний, внутренний и иной (Круг Времени)»
 
В целом, в Гелуг особенно активны были Панчен-ламы со своим монастырем Ташилхунпо (область Цанг) и Далай-ламы со своим монастырем Намгьел (Лхаса). В монастыре Ташилхунпо была создана «Школа Калачакры» (дуйнкор дацан) – институт, получивший затем распространение во многих монастырях-университетах Тибета и Монголии, Забайкалья. В этих учебных центрах монахи изучали построение священного круга (мандала) Круга Времени, а также астрологию и медицину, выделившиеся из Калачакра-тантры.
 
 
Школа Кагью, традиции Круга Времени
 
Го Цангпа Гонпо-дорчже (1189–1258)
 
Го Цангпа rgodtshangpa, mgonpordorje, mgonpodpal заложил линию «Верхняя Дугпа», изучал Калачакру у самого Вибхутичандры. Он прославился своим учением «Тайный цикл» (gsangskor). Его основным Учителем был Цанпа Еше Дорчже или Дхармасвамин (Цангпа) Гьярэ gTsangpayeshesrdorje; gtsangpargyaras; gyungdrungdpal (1161–1211), основатель всей подшколы Дугпа Кагью, который заложил основы широкого процветания школы и главные принципы Дугпа, состоявшие в том, что отшельник дугпа не участвует в диспутах, не обсуждает догаматы разных школ и отличается смиренным поведением. Го-Цангпа созерцал в длительных затворах в разных местах – четыре года на г. Кайлас (Тисэ), также в Цари и т.д. В основном он сосредотачивался на вверении Учителю и не отделял себя от Великой печати (махамудры). Как сообщает Шоннупэл, он каждое утро, проснувшись, думал: «Хорошо, что не умер вчера. Сегодня я достигну духовного прозрения!»
 
Ранчжунг Дорчже – КармапаIII(1284–1339)
 
Кармапа Ранчжунг Дорчже Rang byungrdorje в детстве в Дингри узрел образ Дампы Сангье в виде радуги. Учился у великодостигшего (махасиддха, дубчен) Ургьенпы, который был учеником в его прошлой жизни. Живя в Цурпукуне, имел видение согласия планет и звезд внешней и внутренней сфер и написал трактат по астрологии Круга Времени. После этого основал монастырь «Великоблаженства» (Махасукха, тиб.: Дечентэн), где также имел много видений. Постигнув, что знаки внешней и внутренней сфер очистились, написал трактат «Внутренний смысл глубокого, включающий в себя суть океана тантр класса наивысшей йоги (аннутара-йоги)» (rNal-'byorbla-named-pa'irgyud-sdergya-mtsho'isnying-pobsdus-pazab-monang-gidon), а позже комментарий к нему.
Проповедовал в Монголии по приглашению императора, а потом в Пекине – императорской семье. Посетил обитель Красноречивого (Манджушри) – «Пятивершинную гору», Утайшань (Риво Ценга)
 
Тагпа Сенге (1283-1349)
 
Аскет Тагпа Сенге родился в роду Ша, с детства имел видения Спаситы – Тары. Учился у Еше Сенгевы и научился развивать интенсивный внутренний огонь. Так как носил обычно одну полотняную одежду, стал известен под именем Ванги-рэпа dbanggiraspa (Полномочный-в-ткани). От Сонама Сенге получил посвящение Круга Времени, с пятью текстами по ритуалу (lngatsan) и некоторые «методы осуществления» (садхана), а также колокольчик, принадлежавший Дуйсум Кьенпе («Ведающий три времени» – первый Кармапа 1110–1193). Учился у Рангчжунгвы. Был знатоком понимания пустоты и сострадания. Практиковал «Шесть учений» Наропы и достиг способности упражняться во сне и проявлять иллюзорное тело. Как сообщает Шоннупэл, Тэнпа Сенге хотел отправиться в Уддияну и в Индию, но встретил Чансема Гьел-е, и тот сказал ему: «Учение Индии закатилось. От турушков (т.е. тюрков. – МК) не жди добра!», тогда он получил от Чжансема высшее посвящение (уттара-абхишека) Круга Времени и из Шести йог – «сведение воедино» (пратьятхара, sorsdud). Практиковал эту йогу и достиг всех знаков успеха. От переводчика – лоцзавы Лодой Тэнпы получил передачу текста Тантры.
 
Ролпэ Дорчже, Дхармасвамин – Четвертый Кармапа (1340–1383)
 
Родился в Конгпо и, как говорится, еще в утробе матери читал Ом-мани. В раннем детстве проявлял много чудесных способностей, в особенности ясновидение. Слушал у аскета Гонгьелвы Шесть учений Наропы и Шесть йог Круга Времени. В 18 лет в 1357 г. принял полное монашеское посвящение и строго соблюдал все малейшие предписания Винаи. Для помощи существам посещал разные области Тибета, Монголию, Миньяк (тангутское государство Сися), где учил царевича Ратну и царевну Пуньядхари, Китай, где устранил медитациями эпидемии, засуху и бунты. Преподавал учение Круга Времени, включающее коренной текст, комментарий и все тексты цикла, многим ученикам, в частности, в Тай-ту в 1360 – старшему наследнику императорского престола.
 
Дхармасвамин Намка Гьелцэн Пэлсангпо (1333–1379)
 
Учитель линии Таглунгпа. Также его называли Кунга-во, Намка Ринчен, Йонтэн Гьяцо - nammkha’ rgyalmtshandpalbzangpo, kundga’ bonammkha’ rinchen, yontanrgyamtsho. Он родился в Пэн-юле и с пяти лет плакал, видя страдания других людей. В 18 лет слушал у Чойчже-ламы и Лочен Чанцэ учения Круга Времени и др. Ринпоче Он много времени провел в уединении, затем был настоятелем Таглунга. Он проповедовал Тантру Круга Времени. Написал «Введение к руководству по Шести йогам» – sbyordruggikhridyigngosprod и текст «Астрономия согласно Кругу Времени» – rtsisyig и дРинпоче Скончался в 47 лет. По словам Шоннупэла, он говорил, что после того, как по-настоящему понял Праджняпарамиту и Ваджраяну, то пришел к постижению, что нет различия в смысле трех колесниц.
 
Дхармасвамин Таши Пэлцэг (1359–1424)
 
Линия Таглунгпа. Также его называли Ньимэ Вангпо Сунвэ Гоча (Таглунг Чойчже) bkrashisdpalrtsegs). Был настоятелем Таглуна. Изучал Калачакру у Чойвана Второго chosdbang, а также Хеваджру. Изучал и практиковал «Шесть йог» (шаданга) Шаварипы, и «Шесть йог» Дхармасвамина Сонам Гьелцэна. Слушал полный цикл Круга Времени у Лочена Чанцэ. У Лотагпы получил учения комментария «Незамутненного света» по Кругу Времени и по основному тексту Секоддеши (dbangmdorbstan) и его комментарию (dbangmdorbstanrtsa ‘grel), а также тексту Пундарики Парамартхасева (dpaldondampa’Ibsnyenpa – Приближение к священному смыслу Великолепного), по четырем текстам Юмовы «Четыре светильника» gsalsgronbzhi, по тексту «Метода осуществления (садхана) наставлений «Солнце и луна» по Великолепному Кругу Времени» (Шри Калачакра упадеша сурьячандра садхана. Dpalduskyi ‘khorlo’Igdamsngagnyimazlababsgrubpazhesbyaba), текста Калачакрапады «Реализация Ока Исконно-знания» (Джняначакшу-садхана-нама yeshesspayansrgubpazhesbyaba, по тексту Анупамаракшиты «Шесть йог» (sbyorbayanlagdrugpazhesbyaba), тексту «Беспримерные шесть йог, подобные океану» (dpemed ‘tsho’Isbyordrug) по тексту Мэнлунпы (XIII в.) – известного тибетского паломника, оставившего в рукописи описание путешествия в Индию, по тексту комментария Чандракирти к «Шести йогам» традиции «Свода тайн» (Гухьясамаджи) – sbyor bay an lag drug pa zhes bya ba’I ‘grel pa; по тексту «Шри Калачакра тантроттара тантра хридая Нама – «Тантра Круга Времени, называемая квинтессенцией последующих тантр»; по тексту «Проявление сущности неколебимого – трактат по вводящему в тантру Великолепного «Незамутненному свету»» dpalldandrimadanbralba’I ‘odkyirgyudkyirgyudla ‘jugpa’Ibshadsbyarmigyoba’Isnyingposnangba – Шримад вималапрабха тантра-аватаранивадачала-хридаяалока; по тексту «Шести йог» (Шаданга) Будона Ринпоче; по Лам-риму (Этапы пути) школы Кадам.
Он прославился тем, что люди видели его ходящим по воде, над землей и т.п., также тем, что он замирял воевавших, совершил изобильные подношения монастырям, священным статуям (поднес одежды Великой статуе Будды в Лхасе –    Джово), прекращал дурные обычаи и вводил добрые обычаи – например, обычай не вносить мяса на территорию монастыря.
 
Тонпа Тондэн, Шестой Кармапа (1316–1453)
 
Дхармасвамин Тонпа Тондэн родился в 1416 г. у пары тантриста и йогини, он начал говорить вскоре после рождения, выказывал ясновидение и т.д. Он часто описывал рай «Радостный» (Тушита, тиб.: Гандэн) и различные видения Будд и Бодхисаттв. Он прожил 38 лет и в конце жизни заявил, что должен отправиться на помощь царю Шамбалы.
 
Чжамлинг Панчен Сонам Намгьел (1400–1475)
 
Чжамлинг Панчен Сонам Намгьел byamsglingpanchenbsodrnamrgyal– лама традиции Кагью Дагпо, написал восьмитомный комментарий на Шри Калачакру.


[1] По геше Даргьею, 1985.



вернуться назад