Традиции Круга Времени в позднее средневековье и новое время

 Чжонанг

Самой крупной фигурой XVI в. в Чжонанг был Кунга Долчог kundga’ grolmchog (1507–1566), составивший «Сто восемь сущностных инструкций Чжонанг». Он придавал особое значение Шести йогам в чжонангпинском стиле и вместе с этим следовал учениям школы Сакья о Пути-результате (ламдэ).
Но более прославился в Чжонанг ученый, йогин, Учитель Джецун Таранатха (1575–1635), шестнадцатый и последний великий настоятель монастыря Чжонанг Пунцог Чойлинг, которого считают за воплощение Ананды, ближайшего ученика Будды. Таранатха написал историю буддизма и историю Калачакры, в частности, Шести йог Круга Времениа. Он составил ясные комментарии по методам стадии завершения Круга Времени. У Таранатхи были некоторые собственные особые воззрения на Тантру Круга Времени – например, он рассматривал ее вместо «не-дуальной», как это делал Дольпопа, как одну из «материнских тантр».
В основном, по политическим причинам школа Чжонанг была разгромлена монголами в середине XVII в. вместе с правителями области Цанг, которых она поддерживала, ради возведения на престол высшей власти Тибета Пятого Далай-ламы (1617–1682). Монастырь Чжонанг указом Пятого Великого был обращен в гелугпинский монастырь, и в Центральном Тибете школа угасла.
В 1636 г. у хана Монголии родился сын, признанный в раннем возрасте как лама-перерожденец, получивший имя Тэнпэй Гьелцэн, Ранчжунг Еше Дорчже, и когда он в четырнадцать лет отправился в паломничество в Кумбум, место рождения ламы Цонкапы, а затем в Центральный Тибет для посещения Великого Пятого Далай-ламы и Четвертого Панчен-ламы Наванга Ловсана Гьяцо, тогда Великий Пятый официально признал его за перерождение Таранатхи.
Таранатха признавался всеми школами за святого, и разные школы даже считали его за держателя своих линий, чье прошлое перерождение восходит к Ананде, ближайшему ученику Будды Шакьямуни. Великий Пятый Далай-лама и Четвертый Панчен-лама стали наставниками новопризнанного ламы-перерожденца и передали ему все посвящения, учения и комментарии. Позднее он получил монгольское имя Богдо-гегэн, то есть Царь-Учитель, а по названию крупнейшего монгольского племени халха – имя Халха Чжебцун (достопочтенный) Дамба (святой) Ринпоче, или Богдо-гегэн. Это было начало нового религиозно-политического института – теократического правления в Монголии: отныне вплоть до коммунистического переворота в начале XX в. Богдо-гегэны сделались правителями Монголии. При том, что Богдо-гегэны относились к школе Гелуг, традиция связывала их с наследием Таранатхи и, соответственно, с линией Калачакры. Шестой Далай-лама признал Халха Чжебцун Дамбу воплощением тантрических божеств Чакрасамвары и Ваджрапани.
Что касается падения школы Чжонанг и воспоследовавшего за этим периода, то с этим были связаны такие обстоятельства. Философские основы Чжонанг считались близкими китайскому направлению буддизма (в Чань и других китайских школах большое значение придавалось теории Татхагатагарбхи о природе Будды), а с китайскими течениями борьба в Тибете велась с первых веков распространения буддизма. Поэтому, возможно, Чжонанг получила поддержку с китайской стороны – в приграничных районах с Китаем и в итоге школа сохранилась в Восточном Тибете: в районах Голок, Серта в областях Амдо и Кам.
С XV в.[1] при покровительстве императоров китайский династии Минг Учитель Ринчен Пэл rinchendpal (1350–1435) в Амдо основал монастырь Чойчже. К середине XVI в. сложился большой монастырский комплекс в Дзамтанге (‘dzamthang) в Амдо и достиг такого влияния, что сделался представительством местных регентов китайской империи. В 1550 г. империя даровала главе монастыря титул Дхарма-раджа, по-тибетски Чой-гьел и сделала тем самым монастырь теократическим центром большого района Нголог-Сета, влиянием которого распространилось на южное Амдо и северо-восточный Кам, Гьяронг и даже монгольских князей в Амдо.
В 1658 г., как сообщают хроники, во время, когда монастырь Таранатхи Такчен Дамчо-линг был обращен в гелугпинскую традицию, в Дзамтанге был создан монастырь Цангва, или Цангва Габма gtsangba ‘gabma, начавший свою историю с того, что ученик Таранатхи Лодой Намгьел передал в этом месте посвящение Круга Времени. 
 
Бодонг
 
В новое время традиция утратила свое былое значение.
 
Школа Гелуг
 
В позднее средневековье и начало нового времени из Далай-лам и Панчен-лам в области развития Калачакры в Тибете наиболее ярко выделились следующие.
 
Второй Далай-лама Гендун Гьяцо Пэл Сангпо (14751541)
 
Гендун Гьяцо Пэл Сангпо, или Гендун Гьяцо Dge-'dunRgya-mtsho, alsoGendunGyatso имел особую связь с учением Круга Времени. Он написал комментарий «Толкование Поименной хвалы Манджушри» (Манджушри-нама-самгити)» ('Jam-dpalmtshan-brjod-gyi 'grel-ba), то есть текста, который несет в себе объяснение традиции Круга Времени.
 
Третий Панчен-лама Лобсанг Пэлдэн Еше (1738–1780)
 
Лобсанг Пэлдэн Еше Blobzangdpalldanyeshesсоставил молитву о рождении в Шамбале, а также так называемый «Путеводитель в Шамбалу» – текст, который стал очень популярен в Тибете, Монголии, Бурятии. Путеводитель в Шамбалу был написан с опорой на другой «путеводитель» – индийский текст «Проникновение в Калапу (столицу Шамбалы)» (Калапа-аватара).
 
Седьмой Далай-лама Кэлсанг Гьяцо (1758–1805)
 
Гьелванг Кэлсанг Гьяцо rGyal-dbangbskalbzangrgyamtsho стал автором ряда текстов ритуальных канонов по Кругу Времени. В частности, это «Ритуал большого посвящения в полный священный круг (мандалу) Тела, Речи, Духа Великолепного Владыки Круга Времени» bCom-ldan'dasdpaldus-kyi 'khor-lo'isku-gsung-thugsyongs-surdzogs-pa'idkyil-'khor-gyidbang-chencho-ga.
 
Восьмой Далай-лама Гьелва Чжампэл Гьяцо (1758–1805)
 
Гьелва Чжампэл Гьяцо ввел систему Круга Времени в свой личный монастырь Намгьел-дацан.
 
Из других гелугпинских лам наиболее известны своими работами по Калачакре Нгаванг Чокьи Гьяцо (1680–1736) и монгольский лама Туван Ловсанг Чокьи Ньима (1737–1802), на комментарии которого опираются большинство современных йогинов Круга Времени в своих практиках стадии зарождения, стадии завершения, самопосвящения и т.д.
 
В XIX в. многие гелугпинские монастыри Тибета и Монголии специализировались на обучении Калачакре. Например, Ташилхунпо предоставлял 3–4-летний курс по изучению Круга Времени и то же делал Кумбум (иначе Гумбум) sku ‘bumbyamspaglingв Амдо.
Кумбум и его монастырская система обучения широко описывались в тибетологической литературе – в частности, российским исследователем Г. Цыбиковым в начале XX в.
В Гумбуме выделялись такие высокие ламы, как Шинса Ринпоче (Кьябчже Шинса Пандита Ловсанг Даргьей Гьяцо skyabsrjesnyingbza’ rinpoche 1759–1824), Кэнпо Чешой Ринпоче mkhanpocheshosrinpoche. Институт Круга Времени (дуйнкор-дацан) был основан Шингсой Ринпоче в Кумбуме в 1820 г. и там же передавал посвящения Круга Времени. Первым настоятелем дуйнкор-дацана был Тагцер Нгаванг Кэлсанг stagmtsherngagdbangskalbzang, и в его деятельности в дацане ему помогали Тагцер геше Нгаванг Кэлсанг, изучавший Круг Времени в Дрепунге, Пари Лхарамба Ловсанг Чойдар, тоже вышедший из Дрепунга, Ари геше Чжампа Одэн и Рамчжампа Сонам Гонпэл-дог[2].
 Сертог
Также выделился своим изучением, практикой, комментариями по тантре Круга Времени Лонгдол-лама.
 
Лонгдол-лама (1719–1794)
 
Лонгдол-лама Нгаванг Лобсанг Klongrdolblamaбыл известен как выдающийся йогин своего времени. Он был монахом из монастыря Сера Чже и жил в длительном затворе. Вблизи его затворного скита остались чудесные, как считает традиция, выдавленные следы на камне от его ног. Он практиковал Круг Времени и создал несколько важных комментариев по нему. Также он прославился своей практикой Тары (тиб.: Долма – «Спасита»). О нем рассказывали, что он часто видел Спаситу – воплощение всей деятельности всех Будд, и она дала ему наставление практиковать принятие-отдачу (тонг-лен). Эта практика включает в себя созерцание принятия страданий от другиъх и отдачу другим в медитации собственного счастья, что направлено на разрушение эговости. Как сообщает это современный буддийский учитель лама Сопа Ринпчое, Спасита сказала Лондолу-ламе: «Если ты практикуешь принятие-отдачу, тогда постижение пустоты придет по ходу».
Он написал несколько текстов по истории тибетской литературы и составил четыре прославившихся каталогов полученных учений, а также обзоры работ школ Кадам и Гелуг, доступных в его время; историю буддизма в Индии и Тибете; интересные работы по тантре, работу по интерпретации сновидений, ставшую одним из базовых текстов в этой области, и даже руководство по оценке другоценных камней.
 
ДэтиТубтэнНьима (1779–1862)
 
Дэти Чжамьянг Тубтэн Ньима sdekhri 'jamdbyangsthubbstannyima был выдающимся гелугпинским ламой из провинции Амдо (Северо-Восточный Тибет), практиковавшим Калачакру. Он составил комментарий на текст Седьмого Далай-ламы. Основное его сочинение, вошедшее в фонд важных практических текстов по Кругу Времени, называется «Структура этапа зарождения великолепного Круга Времени – устная передача Красноречивого (Манджушри)» dPaldus-kyi 'khor-lo'ibskyed-rim-gyirnam-bzhag 'jam-dpalzhal-lung.
 
Школа Сакья
 
В XVII – XVIII вв наиболее заметной фигурой в Сакья, связанной с Калачакрой, был Шучен Цултим Ринчен ZhuchenTshulkhrimsrinchen (1697-1774).
 
Вхождение Круга Времени в традицию Ньингма
 
Предпосылки
 
В общем, школа Ньингма не имела традиции Круга Времени, поскольку сложилась раньше, до ее проникновения. Однако, в частности, как отмечает Далай-лама Тэнзин Гьяцо, имелось сходство с системой Круга Времени в объяснениях ньингмапинского учителя Лонгчен Ринпоче.
 
Лонченпа или Лончен Рабчжампа (13081364 or possibly 1369)
 
Лонченпа Рабчжампа Димэ ОсерKlong-chenRab-'byams-paDri-med 'od-zer
был главным учителем в школе Ньингма и одним из основателей того учения Дзогчен (Великой полноты), которое сложилось в средневековом Тибете. Его признавали воплощением Бодхисаттвы Манджушри (Красноречивого) в Центральном Тибете, наряду с Сакья Пандитой и Чже Цонкапой. Его учителями были прославленный Пэлдэн лама Дампа Сонам Гьелцэн из школы Сакья, 3-й Кармапа Ранчжунг Дорчже из Кагью и великий мистик Ригдзин Кумарадза (Кумараджа). Лонченпа стал настоятелем Самье (самого первого монастыря Тибета), но большую часть жизни провел в отшельничестве в пещерах и в странствиях.
Работа, в которой Далай-лама увидел сходство с системой Круга Времени, это «Сокровищница Великой колесницы»). Проблема сходства может стать предметом исследований, особенно если иметь в виду ученичество Лонгченпы у Третьего Кармапы, который сам был практиком Круга Времени, и другие возможности влияния.
 
Другой момент сходства собственно ньингмапинских учений с Калачакрой Далай-лама замечает у другого учителя более позднего времени. Это Кункьен Чжигмэ Лингпа, о котором Далай-лама спрашивает: «Интересно, в каком тексте Дзогчена он нашел источник для своих объяснений?»
 
Кункьен  Чжигмэ Лингпа (1730–1798)
 
Кункьен Чжигмэ Лингпа (Kun-mkhyen 'Jigs-medgling-pa) – один из самых выдающихся «искателей духовных сокровищ» (тиб.: тертон), проповедник учений Лонгчен-ньинтик, во многом, предшественник Чжамгона Конгтула Ринпоче. Его называют провозвестником движения Римэ, которое началось в Восточном Тибете через несколько десятилетий после его ухода. В своей работе «Сокровищница благих качеств» Yon-tanmdzodописал 12 уровней Героя Пробуждения (Бодхисаттвы) как выстраивающиеся последовательно по шести энергетическим центрам (чакра), что напоминает выстраивание «капель» духа Пробуждения (бодхичитты) по такой же структуре, с 12-частным подразделением.
 
Влияние воззрений Чжонангпы на другие школы
 
История влияний сложилась так, что вначале в основном они были стимулированы учителем Цеванг Норбу.
 
Катог Ригдзин Цеванг Норбу (1698–1755)
 
Цеванг Норбу Ka’ thogRig ‘dzintshedbangnorbuньингмапинский учитель, который в XVIII в. познакомил с теориями Чжонанг, относящимися к Кругу Времени и инопустоте, прежде всего кагьюинскских лам. Цеванг Норбу был признан перерождением ученика Дольпопы – Мати Панчен Лодой Гьелцэна, одного из переводчиков, создавших чжонангпинскую версию перевода Тантры Круга Времени и «Незамутненного света». Цеванг Норбу получил посвящение от Кунсанга Вангпо kunbzangdbangpo из Цанга и передавал учения Калачакры Кармапе XIII– Дудулу Дорчже (1733–1797) и Шамару X (1742–1792), а также Ситу Панчен Чокьи Чжунгнэ situpanchenchoskyi ‘byunggnas (1770–1774).
 
Движение Римэ
 
В XIX в. течения, произошедшие из школы Чжонанг, повлияли на подъем межконфессионального движения Римэ, в котором приняли участие самые выдающиеся йогины и ученые школ Ньингма и Кагью в Восточном Тибете: Чжамгон Конгтрул ‘jammgonkongsprul и его ученики: Мипам Ринпоче и другие.
Римэ, вне-сектарианское движение в Каме было связано с тем, что Цеванг Норбу и Ситу Панчен возродили учения Джонангпы, включающие теорию пустоты–другого (шэнтонг).
 
Чжамгон Конгтрул (1813–1899)
 
Чжамгон Конгтрул Лодой Таей ‘jammgonkongsprulBlo-grosmtha'-yas, прозванный Великим за размах своей деятельности и масштабы влияния, практиковал Шесть йог Круга Времени в соответствии с традицией Дольпопы и Таранатхи. Он систематизировал традиции Круга Времени, как они дошли через линии Шангпа и Карма в Кагью и через Чжонангпу, составил текст посвящения Круга Времени, который используется и сейчас как стандартный при посвящениях в традициях Ньингма и Кагью, – «Извлечение нектара из океана скрытого исконно-знания – передача посвящения, подобного вхождению ребенка, в совершенные священные круги (мандалы) Тела, Речи, Духа великолепного Круга Времени»   dPaldus-kyi 'khor-losku-gsung-thugsyongs-rdzogs-kyidkyil-'khor-dubyis-pa 'jug-pa'idbang-bskurbklags-chog-tubkod-paye-shesrgya-mtsho'ibcud-'dren. Он подготовил известное собрание текстов по тантре Gdamsmgagmdzod, которое содержит несколько текстов по Шести йогам, включая краткий обзор, подготовленный, возможно, Вибхутичандрой, по тексту «Шаданга-йога-нама» Анупамаракшиты, текст Калачакрапады, инструкции Шабари (Шаварипы), данные Вибхутичандре, работу Дубчена Юмовы Микьо Дорчже («Сокращенная квинтэссенция объяснений по Шести йогам Великолепного Круга Времени»). Также он создал комментарий на известный текст Третьего Кармапы – «Выявление глубокого смысла – немногословный исчерпывающий комментарий по (комментарию Третьего Кармапы) «Внутренний смысл глубокого, включающий в себя суть океана тантр класса наивысшей йоги (аннутара-йоги)»».
 
Также и Чжамьянг Кьенце Вангпо ‘JamdbyangsMkhyenbrtse’Idbangpo (1820–1892) и Мипам Гьяцо Miphamrgyamtsho (1846–1912) передавали линии традиции практики Шести йог Круга Времени.
 
Мипам Гьяцо (1846–1912)
 
Ученик выдающихся учителей Римэ Патрула,Чжамьяна Кьенце Вангпо и Чжамгона Конгтула известный йогин и ученый Чжу Мипам Чжамьянг Намгьел Гьяцо 'JuMi-pham 'Jam-dbyangsrnam-rgyalrgya-mtshoжил в Восточном Тибете - в Дерге, по большей части, в затворе, среди многих других учений практиковал также и Калачакра-тантру и написал обширный комментарий по практике «Выявление-сияние Солнца-ваджра, проясняющее дословно смысл Тантры великолепного Круга Времени»  dPaldus-kyi 'khor-lo'irgyud-kyitshig-donrab-tugsal-byedrdo-rjenyi-ma'isnang-ba. Мипам Ринпоче в своей работе утверждал, что глава Тантры Круга Времени, посвященная Исконно-знанию (джняна, тиб.: ешей) происходит из области Дзогчена – учения Великого совершенства, потому что нераздельность метода и мудрости, нераздельность двух истин – это тот же замысел, что и замысел учения Великой завершенности.


[1] О Чжонангпе после разгрома в Центральном Тибете и о современном положении Чжонанг – по современным изданиям и Интернет ресурсам самой школы Чжонанг. Вчастности, ©2007 Jonang Foundation, a U.S. Non-Profit Corporation and Online Educational Resource.  URL.: http://www.jonangfoundation.org (Дата обращения: 13.01.2019).
[2] По Filchner, 1906, с. 5-11.



вернуться назад