О Мипаме Римпоче

 (по биографии «Победный барабан сражений» Кэнпо Чжигмэ Пунцога).

 
Трудно представить себе другого ученого, например, в традициях школы Гелуг или Сакья, достигшего такой высоты, о котором осталось бы так мало письменных воспоминаний. Он не противился тому, что многие из его последователей считали его воплощением Манджушри, но в то же время, в отличие от многих Учителей, Мипам не был признан тулку, или ламой-перерожденцем.
 
Объем и тематическое разнообразие его работ заставляют думать, что Мипам проводил большую часть времени, занимаясь учебой, медитацией и написанием трудов по диалектической философии и тантре.
Его Учителя: Патрул Оргьен Чжигмэ Чойкьи Вангпо, известный как «Воплощение Речи» Чжигмэ-лингпы (1700 – 1798); Чжамьян Кьенце Вангпо, известный как «Воплощение Разума» Чжигмэ-лингпы, и Чжамгон Конгтул Лодой Таей.
 
Судя по всему, Мипам обладал скромным семейным состоянием, позволявшим ему удовлетворять свои основные потребности и действовать так, как ему того хотелось. Он не основывал монастырей, не проводил время с большой свитой и не включался ни в какие другие формы деятельности, которые были бы связаны с получением денег от мирян со всеми сопутствующими тому политическими коллизиями.
В юности Мипам много путешествовал, чтобы получить Учение, а позже все свое время посвящал исключительно самообразованию, образованию других, написанию трудов и медитациям, находясь по большей части в своем затворе в местечке Чжу-ньюнг (ju-nyung) в Дерге (провинция Кам, Юго-Восточный Тибет).
Мипам поддерживал экуменическое движение Римэ, основанное его Учителями.
 
В среде последователей Гелуг на родине Мипама тоже было немало его почитателей, таких, как, например, геше Бум-сар. Однако некоторые ученые из Гелуг выступали с яростными нападками на него, а другие почтительно не соглашались. Один – Пэл-рий Раб-сэл, стал близким другом Мипама и достиг философского примирения с ним в процессе длительной полемической переписки (цо-йиг). Судя по сохранившейся «Сущностной духовной биографии Мипама Римпоче», написанной Кэнчен Кунсанг Пэлдэном, в монастырях Восточного Тибета Мипам снискал всеобщее почитание, вне зависимости от традиций монастырей.
В двенадцать лет он стал послушником в Юмохор Санньяг Чойлинге в Сэчэнтэнньи Даргьелинге, где все хвалили его как "маленького монаха-ученого". В возрасте 15 - 16 лет в уединенном жилище Юньюнг он созерцал Манджушри в течение 18 месяцев. Он говорил, что после этого смог понимать все объекты, мирские и духовные, сутру и тантру без труда. В 18 и 19 лет он совершил паломничество в Лхасу. Позже он много путешествовал по югу Тибета. Затем он получал учения от Патрула Оргьена, Чжигмэ-лингпы, Чжамьян Кьенце Вангпо, Чжамгона Конгтула, а также от великого сакьяского ученого Лотера Вангпо, от Солпона Пэма, от гелугпинских учителей геше-лхарампы Сэршула, геше Бумсара Нгаванга Чжунгнэ.
 
Он досконально перечитывал все Слово Будды - Кангьюр около семи раз, и глубочайшие смысловые моменты Учения возникали в его уме спонтанно.
Его работы, написанные по различным областям наук, включая даже грамматику санскрита, логику и другие светские науки, содержащие глубочайшие и подробнейшие знания всех этих областей, были написаны с такой невероятной скоростью, словно они просто появились, как будто они были извлечены на свет из ящика иллюзиониста. Его коренной учитель Ваджрадхара Кьенце Ринпоче уполномочил его званием Наставника Дхармы и позднее в одной беседе сказал: «Сейчас на земле нет человека, более ученого, чем лама Мипам».
 
Большую часть времени он выпивал только две чашки чая и сосредоточивался в однонаправленном созерцании в практике тантры, стадии приближения и осуществления в практике порождения. Он оставался неколебимым, без передышек, отбросив все измышления мирской деятельности, все отвлечения и восемь мирских вещей (приятное, неприятное, обретение и потерю, хвалу или хулу, славу и бесславие), и так «нес знамя преданности своей жизни созерцателя».
 
Устранив все сомнения посредством изучения и размышления, затем, в соответствии с биографиями святых прошлого, он на период в 13 лет в месте достижений, являющемся царем всех мест достижений – «тигрином логове» в Кармо, «водрузил свое знамя достижений» (т.е. ушел в затвор).
 
Когда он был в Чамдо, много толковали о китайском вторжении, и помощник Мипама лама Осэл очень беспокоился. Мипам сказал: «Раз я буду высшим генералом сокрушителя варваров царя Грозного Наследника-рода Ригдэна Драгпо, владетеля железного боевого диска, так мне нужно остаться. Посмотрим, что будет». И он остался возле Гато. Иностранная армия подошла туда, но, хотя место пребывания ламы было на их пути, они не смогли пройти этим путем и были вынуждены двинуться в обход.
 
Относительно практики стадии завершения можно определить, что он был человеком, обретшим внезапные спонтанные достижения, основанные на его практике в прошлых жизнях. Но и в этой жизни он практиковал все формальные йоги проникновения в жизненные точки ваджрного тела, такие как Шесть йог (Круга Времени). Так ветры – энергические потоки были совершенно очищены в его центральном канале, и Мипам осуществил подлинный внутренний свет, естественное исконно-знание (тиб.: ешей, санскр.: джняна) великоблаженства (тиб: дечен, санскр.: махасукха).
 
В частности, он опирался на практику йоги Великого совершенства (дзогчен), а именно: пропарывание насквозь (тэгчо) (khregs chod) и Все-превосходящее Постижение (thod rgal). Он постиг пределы реальности, а не только занимался интеллектуальным изучением. Он наслаждался беспредельной игрой бескрайней чистоты – местопребыванием самоявленных чистых земель Самбхогакайи, представлением тел Будды и Мудрости Будды.
 
Наиболее важными его учениками были великие ламы-перерожденцы Шечен Римпоче, Дзогчен Римпоче, Катог Римпоче, Пэюл Римпоче, Пэлпунг Римпоче, Дерге Гончен Римпоче и Реконг Римпоче.
 
На 67 год – Воды-мыши, в 13-й день первого месяца Мипам вышел из своего затвора и написал:
 
Намо Манчжушрисаттвая!
Овладев океаном практик Просветленья-Героев,
В Великорадостной и других чистых землях
Пусть же смогу – об этом молюсь! – защитить
Всех наполняющих сферу пространства существ
Помыслом Просветления.
Пусть как Наставник Дхармы в темное время,
Кармою оскверненный – семнадцать лет я страдал
От жесточайшей болезни «ветров» – потоков энергии,
Хотя муки длились без передышки и были очень сильны,
Я полагался на эту призрачную оболочку,
Чтобы в миру мне еще пребывать.
Теперь я в сознании, радующемся смерти,
Свой последний завет в словах изложу.
 
После этого он записал свой последний завет и спрятал его.
Во второй месяц он дал некоторые наставления своему помощнику ламе Осэлу и прочел дхарани Акшобьи 100 000 раз. Наутро 10-го дня третьего месяца он сказал: «Если у вас есть вопросы, которые нужно разрешить по практике, задавайте их сейчас, потому что я не знаю, сколько еще я останусь». Было много просьб к нему жить дольше, но он сказал: «Сейчас я не хочу оставаться из-за времен и моего недомогания. (…) В жизни, смерти и промежутке меж жизней мы встретимся позже, мы будем нераздельны в чистых мирах».
 
На 18-й день 4-го месяца прибыл Кэнпо Кунпэл с томом Калачакры в руках. Мипам сказал ламе Осэлу: «Я никогда не говорил этого раньше: я не обычный человек, Я Бодхисаттва, Герой Просветления, принявший рождение из вдохновения. Страдание, испытываемое мною в этом теле,– это остаток кармы, но отныне не буду уже испытывать загрязненность кармой. Теперь, поскольку обстоятельства очень важные, я, начиная с сегодняшнего дня, буду передавать объяснительную передачу Калачакры Кэнпо Кунпэлу.
 
Наутро 25-го дня он сказал: «Теперь скажите семье Дильго и другим моим патронам, и всем людям, кого я знаю в районе, немедленно прийти». Люди пришли с молитвами и просили остаться. «Нет, теперь я точно не останусь и не буду больше принимать рождения. Я должен теперь уйти в Шамбалу, на север». 
 
После его ухода было много знаков необычайного благословения: наблюдаемых людьми с верой во сне или в бодрствовании, – это были постоянные знаки неизменной духовной защиты Мипама.
 
(Текст полностью: «Буддизм России», №31. 1999.)   



вернуться назад