А. Берзин. Тексты Калачакры

 Затем было множество санскритских и позднее тибетских комментариев на эти базовые тексты.

 
Что касается тибетских традиций буддийских школ, то здесь имеются комментарии Учителей всех четырех тибетских школ.
v    В традиции Кагью
есть текст написанный Третьим Кармапой. Этот текст содержит массу материалов и также текстов по медицине, которые вышли из него.
Позднее Джамгон Конгтрул (XIX в.) написал комментарий к этому комментарию Третьего Кармапы. И этот комментарий ближе всего подходит к позициям школы Чжонангпа.
По этому комментарию, написанному Третьим Кармапой, например, передает учение с наставлениями Дзогчен Пэнлоп Ринпоче в рамках школы Другпа Кагью в своем институте «Пэма Карпо» («Белый лотос» – МК).
v    В традиции Сакья
это прежде всего комментарии Будона Римпоче – он написал крупнейшие комментарии.
Есть также комментарии Дагцана Лоцзавы из школы Сакья, который известен тем, что вел напряженные философские дебаты с Ламой Цонкапой.
Бодонг Ринпоче написал такую массу текстов, что это целая энциклопедия.
Также составлял комментарии Шакья Чогден. Это противоречивая фигура в школе Сакья – он имел свое особое мнение по всем вопросам.
Сегодня в традиции школы Сакья есть два направления: последователи Горампы и последователи Шакья Чогдена, вторых меньше.
 
Что касается школы Гелугпа – то здесь мы имеем обширнейшие комментарии Гендуна Чже – это ученик Ламы Цонкапы.
Затем есть комментарии Кэдуб Норсанг Гьяцо (1423–1513), учителя Второго Далай-ламы. Этот комментарий предпочитает 14-й Далай-лама.
v    В традиции Ньингма (и Римэ. – МК)
существует полный набор комментариев, сделанный Мипамом Ринпоче.
 
Итак, мы видим, что наикрупнейшие учителя во всех четырех Школах тибетского буддизма изучали Калачакра-тантру и составляли свои комментарии по Калачакре. Что касается практических текстов, объяснений ритуалов, садхан (то есть «методов осуществления»), невероятное множество их было составлено учителями всех четырех школ.
В традиции Гелуг знаменитый комментарий был составлен Седьмым Далай-ламой. Затем в XVIII веке Дэти ринпоче написал свой комментарий на этот практический текст.
И также существует масса текстов по практике шести йог – то есть по стадии завершения, а также масса комментариев на эти тексты. В ряду этих текстов есть выдающийся текст со стороны традиции Кагью, в соединении с традицией чжонанг: это текст Чжамгона Конгтрула Великого. И также другой известный текст был написан в традиции Гелуг самим ламой Цонкапой (1357–1419).
 
(Из лекций А. Берзина по Калачакре в СПб, ноябрь 2006 г.)



вернуться назад