XX – начало XXI

 В современный период есть ряд известных лам, связанных  с системой Круга Времени. Современные учители Ньингма и Кагью опираются в своих учениях в основном на обширные комментарии Мипама Ринпоче и Великого Чжамгон Конгтрула, вдохновленные в свое время влиянием школы Чжонанг, а также обращаются к современной школе Чжонанг для дополнительной передачи их линий традиций в свои школы. То же предпринял и Его Св. Далай-лама в отношении школы Гелуг и собственного монастыря Намгьел. Ламы всех школ получают посвящения и учения у Его Св. Далай-ламы. В целом, можно сказать, что к настоящему времени в области Калачакры произошли многочисленные и довольно сложные взаимовлияния всех школ тибетского буддизма.

 
Школа Ньингма
 
Дзонгсар Кьенце Чокьи Лодой (1894–1959)
 
Дзонгсар Ринпоче[1] rdzong gsar mkhyen brtse освоил множество медитативных систем как новой, так и старой традиций Тантры и поэтому смог передавать учения ламам всех четырех школ тибетского буддизма. В ряду всех традиций, которые он практиковал и передавал, была и традиция Круга Времени. Он имел много медитативных видений, подтвреждавших его достижения, и проявлял различные виды обретенных духовных способностей – в частности, как рассказывают, он вдохнул своим благословением особую «одушевленность» и чудесные силы в образ Махакалы в Дзанг Махакала-храме. Он был известен своей передачей дзогченовского учения Лонгчен-ньинтиг. В ряд его учеников вошли самые прославленные ламы Ньингма XX в. – Дуджом Ринпоче, Дильго Кьенце Ринпоче, Чадал Ринпоче, Ургьен Ринпоче, Дунгсэ Тинлэй Ринпоче, Тартанг Тулку Ринпоче, Согьял Ринпоче; главные ламы Сакья – Дешунг Ринпоче и глава школы Сакья-Тридзин; такие известные ламы Кагью, как Конгтрул Ринпоче и Сангье Ньенпа Ринпоче, и его главный ученик из Гелуг – Кьили Кьябгон Ринпоче.
О Дзонгсаре Ринпоче его ученики рассказывали, что ему можно было задать любой вопрос из любого учения, включая всеразличные линии терма («духовных кладов» Ньингма), и он был способен ответить на всякий вопрос, как свидетельствовал Ургьен Ринпоче, почитавший своего Учителя со священным трепетом. Дзонгсар Ринпоче являлся самым выдающимся мастером Римэ своего времени. Ринпоче скончался в Сиккиме, его уход сопровождался замечательными знаками, и прах был помещен в ступу в королевском храме Сиккима. 
 
Дильго Кьенце Ринпоче (1910–1991)
 
Дильго Кьенце[2] был из последних лам, получивших и завершивших свое образование и духовную тренировку в Тибете. Он родился в Восточном Тибете в роду потомков царя Тисонг Децэна. Он был распознан еще в утробе матери Мипамом Ринпоче и позже возведен на трон как воплощение Чжамьяна Кьенце Вангпо. Он проявил в раннем возрасте сильный интерес к Дхарме и поступил в монастырь Шечен в Каме в 11 лет, где учился прежде всего у коренного учителя Шечен Гьелцаба. Перед уходом из жизни учителя Дильго Кьенце пообещал ему, что будет обучать каждого, кто попросит его об учениях. От 15 до 28 лет он провел в медитациях в полном затворе, с изоляцией и молчанием, живя в затворных хижинах и пещерах, а иногда просто под скалой. Затем он учился долгие годы у Дзонгсара Ринпоче, и тот не позволил ему уйти в одиночный затвор до конца жизни, но сказал, что ему пора начать передавать полученные и освоенные учения другим.
В конце 1950-х, когда китайское вторжение достигло Кама, Ринпоче бежал со своей семьей – женой и детьми в Бутан и начал учить там. В результате вскоре он стал самым значителным духовным учителем Бутана. Он писал много текстов, проводил затворы, создавал ступы и статуи. Позднее он вложил много усилий в основание храмов, монастырей, монастырских образовательных центров.
Когда он получил разрешение от китайских властей посетить Тибет, он нанес три визита на родину, где также внес великий вклад в поддержание Дхармы. Он добился от властей разрешения восстановить монастырь Самье. В Тибете он получил передачу линии Круга Времени в свою традицию из Чжонанг от ламы чжонангпинского монастыря Сангчен – Цултим Даргьея Ринпоче.
Дильго Кьенце был великим йогином, ученым, святым, поэтом. Он ушел из жизни после краткой болезни в Бутане в возрасте 81 года.
 
 
Пенор Ринпоче (Пэма Норбу) (р. 1932)
 
Пенор  Ринпоче[3] родился в Каме (Юго-Восточный Тибет). С 1936 г. он был приглашен в монастырь Пэюл, настоятель которого Кэнпо Нгага провидел его особенную судьбу и взялся его учить. В дальнейшем Пенор Ринпоче стал 11-м держателем трона монастыря Пэюл, в совокупности с более чем 400 подразделениями монастыря. Он провел много лет там, обучаясь, и уже с детства демонстрировал особенные духовные способности, в частности, в практике переноса сознания (пхова)
После ухода в Индию в 1963 он принялся за создание монастыря Тегчог Намдол Шейдуб Даргьелинг (Намдолинг) на юге Индии, в Билакуппе, поблизости от ступы Дханьякатака, где Будда передавал посвящение Круга Времени. Замысел Ринпоче был велик, а первоначальные возможности – людские и финансовые резервы – малы, и осуществление замысла требовало невероятных усилий и подвижничества: он жил в палатке, строил голыми руками и сам мешал глину, клал кирпичи, копал ямы, страдая от ужасной жары и отсутствия воды.
В настоящее время Намдолинг[4] называют «золотым храмом», и в нем проживают 300 монахов. Ринпоче заложил строгие чистые традиции монашества в своем монастыре, включающие не только ежемесячное очищение обетов, но и затворы в период дождей, как то было принято во времена Будды.
В последние десятилетия Пенор Ринпоче имел возможность посещать Тибет и трудился там для поддержания Дхармы, и он передавал также учения на Западе, в результате чего в разных странах возникли отделения монастыря Намдолинг и медитативные центры традиции Ньингма.
 
Камтул Ринпоче (р.1928)
 
Гарчже Камтул Ринпоче[5] GarjeKhamtrulRinpoche – известный учитель, ученый традиции Ньингма, прославившийся своим владением традицией в области сутры, Тантры, астрологии и медицины. Он родился в Каме (Восточный Тибет) и был признан 4-м воплощением Дорчже Намгьея, настоятеля монастыря Гарчже Камтул Мидол Чжангчол в Дерге. Ринпоче стал главой монастыря. В годы пребывания в Тибете по завершению одного затвора в горах в 1949 г. он пережил путешествие в Шамбалу в видении и услышал предречение, что через 9 лет должен будет оставить монастырь. Так и произошло – в связи с вторжением армии коммунистического Китая.
Уйдя в эмиграцию, Камтул Ринпоче снял с себя монашеские обеты и первое время провел в лагерях беженцев в Ассаме, а затем принял на себя должность сотрудника, а затем главного секретаря в Офисе религиозных дел тибетского эмиграционного правительства.
Гарчже Камтул Ринпоче – один из немногих живущих лам, обладающих прямыми и нерушими линиями посвящений, передач и учений Великого Пятого Далай-ламы. По просьбе Его Св. Далай-ламы Камтул Ринпоче учредил в Дхарамсале (штат Химачал Прадеш, Индия) маленький монастырь Чимэ Гацэл Линг, чтобы сохранить эти учения для будущих поколений.
Также он признан мастером медитаций дзогчен. Ринпоче долгие годы выступал в роли ньингмапинского мастера ритуалов в монастыре Далай-ламы – Намгьел и одним из наставников по ритуалам в монастыре государственного оракула Тибета – Нэйчунг (Намгьел и Нэйчунг существуют в восстановленном виде в Дхарамсале).
 
 
Школа Кагью
 
Калу Ринпоче  (1905–1990)
 
Калу Ринпоче[6] родился в области Хор (Кам, Восточный Тибет). С 15 лет он обучался в монастыре Пэлпунг, где получил базовое буддийское образование и проделал два трехлетних затвора. Он стал одним из держателей традиции Шанг Кагью. С 25 лет он ушел в длительное затворничество, в котором пребывал в течение 15 лет.  В своей деятельности по распространению Дхармы он поддерживал Ситу Ринпоче. Он стал учителем медитации для Кармапы XVI.
Уйдя в эмиграцию в Индию, он стал учить западных учеников. Калу Ринпоче был главным держателем в Кагью линии Круга Времени, которая перешла туда из Чжонанг. В 1982 г. он передал посвящение Круга Времени в США в Колорадо. Он передавал традцию Бокару Ринпоче, но из-за трудности отыскания необходимых текстов, он не успел до своего ухода из жизни передать традицию Шестийогполностью. 
 
ЧжамгонКонтулРинпоче (1954–1992)
 
Третий Чжамгон Конгтул[7] продолжил линию 1-го и 2-го Чжамгонов, выдающихся держателей линии Круга Времени в Кагью. Он отличался выдающимися качествами знания, вдохновения, решимости в распространении Дхармы. Он прожил до 33 лет и скончался безвременно, как объясняют это его последователи, по причине некоторых препятствий, возникших для буддизма в целом и, в частности, для традиции Кагью.
  
Бокар Ринпоче  (1940 – 2004)
 
Бокар Ринпоче стал главным главным держателем линии Круга Времени в Кагью, после Калу Ринпоче, бывшего его коренным учителем. Чтобы дополнить полученные от Калу Ринпоче неполные передачи по Шести йогам, он пригласил из Тибета ламу традиции Чжонанг из монастыря Дзамтанг – Кэнпо Кунга Шейраб Ринпоче для передачи линии ему самому, Кэнпо Лодой Доньо и некоторым монахам монастыря.
После ухода из жизни Бокара Ринпоче традиция перешла к его ученику настоятелю мон. Бокар – дост. Кэнпо Лодой Доньо Ринпоче. В этом монастыре была воздвигнута ступа Круга Времени и известный затворный центр Круга Времени в линии Кагью.
 
Школа Сакья
 
Сакья Тридзин Ринпоче (р. 1945)
Сакья Тридзин Ринпоче[8] – современный глава линии Сакья передавал посвящение Круга Времени много раз, считается признанным мастером этой тантрической системы. Ринпоче родился в Долма Поданге в местности Сакья в семье известного рода Кон, ему было дано имя Аю Ваджра, а после первого посвящения, полученного от отца, бывшего главы Сакья Долма Поданга, он получил полное имя Нгаванг Кунга Тегчен Пэлбар Тинлэй Сампэл Ванги Гьелпо. Посвящение, которое он передал впервые сам, было Ваджракилая, тоже полученное им от отца.
В раннем возрасте Ринпоче потерял родителей и воспитывался теткой по матери Тинлэй Пэлчжор Сангмо, которая сама была выдающейся йогиней и сыграла ключевую роль в его развитии. Она назначила ему первого учителя Генпэл Понлоп Кунга Гьелцэна. Затем старшим учителем Ринпоче был Кунга Цеванг, за которым последовал Наванг Тэнзин Ньингпо. Одной из его детских обязанностей было проведение ежегодной пуджи Ваджракилаи в монастырях Сакья. Когда он путешествовал в Лхасу, то получил там учения от Его Св. Далай-ламы. Важным учителем для него стал прославленный лама Чжамьян Кьенце Чокьи Лодой, передавший много тантрических посвящений и учений двух школ: Ньингма и Сакья. Учение пути-результата (лам-дэ) Ринпоче слушал у Ваджрадхары Чжампэла Сангпо, а учения логики, теории элементов бытия (Абхидармы), философии срединности (мадхъямаки) и т.д. – у настоятелей Серчжонга Аппэя и Трицо Ринчена. В 1959 он бежал в Сикким, границу которого от Сакья отделяет только три дня пути. Из Сиккима позднее он переместился в Даржилинг, потом в Сарнатх, где учился у Чогье Тричена Ринпоче и Нгора Лудинга Кэна Ринпоче, настоятеля монастыря Нгор. В частности, от Чогье Тричена Ринпоче он получил «Сто учений» Чжонангпы, многие из которых были связаны с Тантрой Круга Времени. В 1978 онполучалученияуДешунгаРинпоче. В 1988 г. он открыл и освятил монастырь Нгор Эвам Чодэн вблизи Дарадуна (DehraDun), в котором учатся около 130 монахов и 12 выпускаются каждый год. В этом центре и других в Индии и зарубежом – в более чем 30 странах он передавал те учения, хранителем которых является. 
Чогье Тичен Ринпоче  (р. 1920)
 
Чогье Тичен Ринпоче[9], Наванг Кьенраб Тубтэн Легшэ Гьяцо – глава ветви Царпа в традиции Сакья, старейший высший иерарх Сакья, известный тантрический мастер, выдающийся ученый и красноречивый поэт. Он – учительучителей, вчислокоторыхвошлиЕгоСв. Далай-ламаиЕгоСв. Сакья Тридзин.
Он родился в Шалу в семье Кушанг из рода Че, из которого происходили на протяжении многих поколений главы монастырей Налендра, Шалу и Нгор. В свои 12 лет он стал 26-м главой монастыря Пэнпо Налендра, находящегося на севере от Лхасы, и пребывал на этом троне до 39 лет. Двумя его коренными учителями были Симог Ринпоче Кунга Тэнзин и Дампа Ринпоче Шенпен Ньингпо из Нгора. Чогье Тичен Ринпоче провел и завершил медитативные затворы по всем главным божествам всех четырех тантр и стал выдающимся мастером сутры, тантры, знатоком истории, литературы и высокосовершенным поэтом.
В 1959 он бежал из Тибета в Мустанг (территория Непала) ко двору короля Мустанга, за которым была замужем его сестра. С  1962 г. попросьбеЕгоСв. Далай-ламы он работал генеральным секретарем  в Совете по делам религии и культуры в тибетском эмиграционном правительстве. Также он сыграл ведущую роль в подготовке рукописи книги Его Св. Далай-ламы «Моя страна и мой народ» и был ответственен за составление учебников для тибетских школ в Индии. В 1969 он вернулся в Непал для устройства монастыря Налендра и резиденции школы Царпа в изгнании, а затем учредил два монастыря в месте рождения Будды Шакьямуни – Лумбини и несколько затворных центров в Мустанге, Багдоре и т.д.
Чогье Тичен Ринпоче совершил много поездок по разным странам мира, передавая учение и, в частности, в 1998 он передал посвящение Круга Времени 6000 учеников на Тайване и в 2000 посвящение Круга Времени и лекцию о мире на земле согласно учению Круга Времени – в Барселоне (Испания).
О нем говорят, что он воплощает собой образец тайного йогина – он провел за свою жизнь несколько трехлетних затворов и, находясь вне затвора, он большую часть времени проводит в глубокой медитации и практике тантрических ритуалов.
В ряд его учеников, особенно по линии уникального учения Ламдэ Лобшэ (объяснение обучения пути-результату) входят Его Св. Далай-лама и Сакья Тридзин.
Чогье Тичен Ринпоче[10] до самых преклонных лет продолжал вести активную деятельность преподания Дхармы.
 
Школа Чжонанг
В настоящее время, неожиданно для западных исследователей, считавших школу Чжонанг угасшей, в Восточном Тибете обнаружились около 40 действующих монастырей и приблизительно 5000 живущих в них монахов.
В рамках всей школы в новое время в Чжонанг выделился Бамда Гелег.
 
Бамда Гелег (1844–1904)
 
Бамда Тубтэн Гелег Гьяцо'ba' mda' dgelegsизвестен, в частности, своими работами[11] по Кругу Времени. К его текстам относятся: Комментарий «Незамутненное зерцало, проясняющее (сочинение) Таранатхи “Ритуал Круга Времени”» – rjetaranathasdus 'khorchoga'igsalbyeddrimedshelgyimelong;
Объяснения по Шести йогам стадии завершения Круга Времени – dus 'khorrdzogsrimsbyorbayanlagdruggi 'khrul 'khorgyisdom 'grelbadangbcasparabtugsalbarbshadpagrubpa'idgongsrgyan; Изложение традиции Круга Времени – dus 'khorba'ilugsltarlomgo 'dzintshulsogs.
Его учеником был Цогньи Гьяцо
 
Следующим высоко почитавшимся в современный период учителем[12] в Чжонанг был Кэнпо Лодой Дакпа.
 
Лодой Дакпа (1920–1975)
 
Наванг Лодой Дакпа 'Dzam thang Mkhan po Ngag dbang Blo gros Grags pa, иначе Мати Кирти, был Дзамтанг Кэнпо – «настоятель Дзамтанга» то есть монастыря Дзамтанг-Цанва. Он получил традицию Шести йог от Учителя Цогньи Гьяцо. Кэнпо Лодой Дакпа проводил затворничество в горном затворе в Дагна в Дзамтанге под руководством Самгой Дорчже-чанга Кунга Нгаванга. Он учился у Рамка-ламы Ловсанг Цултима и за свой интеллектуальный потенциал получил прозвище «второго Мипама». В Чжонанг его почитали как воплощение Дольпопы. Его два главных ученика: Йонтэн Сангпо Yon tan Bzang po[13] (1928–2002) и настоятель монастыря Кэнпо Кунга Шейраб Mkhan po Kun dga' Shes rab.
 
За пределами Тибета книги Дольпопы были переизданы (в Дели в 1992). Прославившийся деятельной толерантностью Далай-Лама XIV Тэнзин Гьяцо инициировал и обеспечил создание в Индии первого за пределами Тибета монастыря Чжонангпа в Симле (Химачал Прадеш). Монастырь был назван по историческому имени – Чжонанг Пунцог Чойлинг.
Кроме этого, Далай-лама признал Халха Джебцун Дамбу Хутухту (Богдо Гегэна Ринпоче), перерожденца Таранатхи, главой школы Чжонанг.
 
ХалхаДжебцунДамбаХутухта IX (БогдоГегэнРинпоче) (р. 1930)
Чжампэл Намдол Чокьи Гьелцэн родился в Домциканге в Лхасе. Он был распознан Ретингом Ринпоче (регентом Далай-ламы) как перерождение Халха Чжебцун Дамбы, воплощения Таранатхи, в возрасте четырех лет, но из-за политических обстоятельств не был официально признан. Он получил образование в монастыре Депунг Гоман, вступив туда простым монахом в семь лет. Он слушал учения Его Св. Далай-ламы, Панчен-ламы, Линга Ринпоче, Тричжанга Ринпоче и других ведущих лам тибетского буддизма. Он считается держателем традиции Калачакры и традиции Тары, идущих от Таранатхи, а также линии Отсечения (Чод) монастыря Гандэн. С 21 года до 25 лет он, оставив монастырь, вел жизнь странствующего йогина, а в 25 лет снял обеты и впоследствии  женился. Он жил до 1959 г. в Гандэн Пунцог Линге, основанном в свое время Таранатхой. Ринпоче ушел в эмиграцию в Индию в 1959 и затем долгие работал в одном из тибетских офисов, живя в Даржилинге и Майсоре до 1981 г., а затем в Мадхья Прадеше в Центральной Индии, с трудом поддерживая свою большую семью и выступая по несколько раз в году на тибетских собраниях с проповедью. И только в 1991 г. после перестройки в России и Монголии и в результате прошений представителей монголов о поисках Девятого Халха Чжебцун Дамбы настал момент для официального его признания со стороны Религиозного офиса тибетского эмиграционного правительства, и Его Св. Далай-лама утвердил это признание своей печатью.
С того времени Богдо-гегэн посещает Россию и Монголию. В России он передавал посвящение Круга Времени в 2003 г. в Калмыкии и Туве, что стало заметным и чрезвычайно многочисленным событием.
 
Йонтэн Сангпо Ринпоче (1928–2002)
 
ЙонтэнСангпо Ринпоче[14] был главой школы Чжонангпа в Тибете, настоятелем монастыря Цанг-чен (т.е. «большого Цанг-ва» в Дзамтанге), в местности Нгаба. Он был распознан Навангом Чоньи Гьяцо как лама-перерожденец. В 12 лет он вступил в монастырь Цанг-чен и получал там образование по сутре и тантре, включая Круг Времени – «в Маха и Анну йоге», от Наванга Дэнпа Сакьи и Рингпа Наванга Дорчже Сангпо, а позднее учения сутры от Наванга Лодой Дакпа. Позднее он обучался у ваджрных учителей Наванга Кончог Даргьея, Доге Тулку, Синанг-ламы, Се-ламы. Он вырезал печатные доски главных сочинений Дольпопы, Таранатхи и других учителей Чжонанг и сам написал много собственных философских сочинений. Он передавал учения Будды и посвящения Калачакры, Дакини и Дхармапалы в Тибете. Он вложил много сил в восстановление храмов, монастырских жилищ, затворных домиков, главного храма Цанг-чен-гомпы. Также он учредил Институт буддийских исследований Чжонанг. 
По просьбе Дильго Кьенце Ринпоче, он передал ему в традицию Ньингма посвящение Круга Времени.
В 1982 он был официально возведен на трон настоятеля монастыря Сангчен.
 
Кунга Шераб Сэльчже Ринпоче (р. 1936)
 
Кунга Шераб Сэльчже Ринпоче родился в Голоке, Восточном Тибете. Он обучался в традиции Чжонанг с детства под руководством самых выдающихся тибетских учителей современности. Его главными учителями были Кэнпо Лодой Дакпа из монастыря Дзамтанг Цанва и лама Кунга Кэлсанг из монастыря Цинанг.
Кунга Шераб Сэльчже Ринпоче стал ваджра-наставником обоих монастырей: Дзамтанга и Цинанга. Он один из главных держателей линии Шести йог Круга Времени и медитативных воззрений ино-пустоты Великой философии срединности (Маха-Мадхъямака). Ринпоче стал во главе организованного в 1995 г. Совета Чжонангпы и был приглашен главным советником в Фонде Чжонанг. Он один из великих учителей и ученых Чжонангпы сегодня.
В 2004 г. Ринпоче был приглашен Его Св. Далай-ламой даровать в его монастыре Намгьел посвящение Круга Времени и наставления по Шести йогам в традиции Чжонанг для геше и монахов. Во время этого же визита в Индию Ринпоче передал в Даржилинге посвящение Круга Времени в традицию Ньингма по прошению Бокара Ринпоче.
Пэнам Ринпоче Кэнпо (р. 1925)
 
Наванг Пэма Намгьел Пэлсангпо[15] (Пэнам Ринпоче) родился в Восточном Тибете, Амдо – в долине реки Мачу, простирающемся до гор Мачен Помра. В раннем возрасте он был распознан многими ламами Чжонанг как воплощение держателя линии. В 9 лет он был приглашен в монастырь ламы Цэнпа Монлам Сангпо (в настоящее время – монастырь Миларепы) и там получил свое буддийское образование, включавшее изучение сутр, посвящения и инструкции по всем четырем классам тантр и в особенности по стадии завершения в тантре Круга Времени. Он стал преемником ламы Монлам Сангпо, предрекшего ему особую роль в поддержании своей линии Калачакра-тантры. Ринпоче обучался у многих лам разных традиций, явно выражая не-сектарианский подход
 
Кэнпо Цултим Даргьей Ринпоче (р. 1963)
Кэнпо Цултим Даргьей Ринпоче[16] – настоятель монастыря Ломгья в Тибете. Он начал свое монашеское образование в 1980 и завершил в 1988, получив титул кэнпо (ученый, или профессор). Он проводил длительный одиночный затвор по системе Круга Времени, изучал философию срединности (мадхъямака) в изложении традиций Гелуг и Чжонанг. С 2001 стал преподавать курс по философии ино-пустоты в университете Вирджинии (США). 
Таши Гьелцэн Ринпоче
 
Таши Гьелцэн Ринпоче[17] родился в Амдо – Голоке. Учился в местной школе и в 1984 г. завершил свое высшее образование, после чего вступил в монастырь Ломгья, где Пенам Ринпоче, глава Чжонанг, признал его перерождением Таранатхи. С 1984 по 1991 завершил свое изучение сутры и Тантры, а также проделал трехлетний затвор (3 года, 1 месяц, 15 дней) по Шести йогам Круга Времени. Он построил большую ступу в Ганди, в Голоке. В 1991 он отправился в США и создал там буддийский центр Дорчже Линг в Бруклине, Нью-Йорке, а затем другой центр в Атланте, Джоржии. В 1999 Ринпоче был признан держателем трона традиции Чжонанг в монастыре Семтонг в Тибете.
 
Школа Бодонг
 
К периоду захвата Тибета коммунистическим Китаем школа практически угасла при разрушении монастырей. Далай-лама XIV поддержал возрождение традиции Бодонгпа, признав в 1997 перерождение Бодонг-ламы Сонам Гьелцэна, поименованного Бодонг Чогтул, и утвердив заново созданный в Непале монастырь Поронг Пэма Чойлинг.
 
Школа Гелуг
 
В традиции Калачакры в Гелуг[18], значительно сформированной под влиянием Далай-лам Тибета, посвящения передаются обычно с опорой на тексты Будона Ринпоче («классика» школы Сакья), а «метод осуществления» (садхана), то есть описание, алгоритм самого процесса медитативной практики имеет своим источником тексты Кэдуба Чже. Расположение фигур божеств в рамках священного круга (мандалы) производится в соответствии с объяснениями Дэти Чжамьянг Тубтэн Ньимы DetriJamyang-tubten-nyima, гелугпинского учителя из Амдо, написавшего комментарий к работе Кэдуба Чже по «методу осуществления».
Для посвящений в Гелуг существует особенность в требованиях песчаной мандалы, в то время как, например, в традиции Сакья или Кагью передается посвящение на тканевой рисованной мандале. Эти особенности восходят к текстам посвящения – второй вариант опирается на тексты из «побочных собраний» (zur-ka), в частности, на текст Абхаякарагупты из «Ваджрной Гирлянды» (ваджрамала - (rDo-rje 'phreng-ba,), т.е. еще одного собрания текстов, помимо используемого обычно в Гелуг «Ста коренных (тексто), источника драгоценностей» (Rin-'byung brgya-rtsa) и «Ста посвящений Майтрипы) (Mai-tri brgya-rtsa).
 
Цэншаб Серконг Ринпоче (1914–1983)
 
Серконг Ринпоче был цэншабом (ассистирующим наставником в философских диспутах), назначенным от монастыря Ганден Чжанг-цэй, монастыря, основанного самим ламой Цонкапой, основателем традиции Гелуг. Ему было тридцать четыре года, когда он принял назначение в 1948 году, Далай-ламе было тринадцать лет. Он был единственным из семи цэншабов, который смог присоединиться к Его Святейшеству в изгнании в Индии в 1959 году.
До своей смерти в августе 1983 года Ринпоче преданно служил Его Святейшеству, сначала в Лхасе, а позже в Дхарамсале.


[1] Биография приводится по материалам веб-страницы Rangjung Yeshe publications. //
[3] По материалам веб-сайта Пэюл. // URL.: www.palyul.org (Дата обращения: 13.01.2019)
 
[4] Сайт монастыря // URL.: http://namdoling.org.np/ (Прим. ред. Коваленко А. Дата обращения: 13.01.2019)
[5] По материалам веб-сайта Nechung Foundation..
[6] По материалам веб-сайта. // URL.: www.dzogchen.org/library/bios/kalu.htm  (На момент 13.01.2019 ссылка устарела, лоступна URL.:  http://www.dzogchen.org/library/ Дата обращения: 13.01.2019).
[7] По материалам веб-сайта. // URL.: www.jamgonkongtrul.org (Дата обращения: 13.01.2019).
[8] Поматериаламвеб-сайта A Web Site for His Holiness Sakya Trizin. // URL.: www.eclipse.co.uk/sakya/biog.htm (Датаобращения: 13.01.2019)
[9] По материалам веб-сайта Сhogye Тrichen Rinpoch.
[10] «..в начале 2007 года Чогье Тричен Ринпоче покинул этот мир, показав все признаки его духовной реализации. Информация с источника «Энциклопедия Дхармы». // URL.: http://www.dharmawiki.ru/index.php/%D0%A7%D0%BE%D0%B3%D1%8C%D0%B5_%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD_%D0%A0%D0%B8%D0%BD%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5 (Дата обращения: 13.01.2019)
[11] По www.jonangfoundation.org/Library. "'ba' mda' dge legs gsung 'bum". Dzamthang edition.
[12] По материалам веб-сайта Jonang Tradition. // URL.: www.jetsundhampa.com (Дата обращения: 13.01.2019)  
[13] Источник // URL.: www.jonangfoundation.org/list/masters www.jetsundhampa.com (Дата обращения: 13.01.2019)
[14] По материалам веб-сайта Dorje Ling Buddhist Centre. // URL.:  www.jonang.org (Дата обращения: 13.01.2019).
[15] Там же.
[16]По материалам веб-сайтаDorjeLingBuddhistCentre. // URL.: www.jonang.org (Дата обращения: 13.01.2019).
[17] Там же.
[18] По комментарию Его Святейшества Далай-ламы относительно монастыря Намгьел, в интервью для А. Берзина. По материалам сайта Берзина. // URL.: www.berzinarchives.com/web/en/archives/advanced/kalachakra/attending_kalachakra_initiation/question_sessions_hh/question_hh_initiation_03.html (Дата обращения: 13.01.2019).
 



вернуться назад