Далай-лама XIV Тэнзин Гьцо (р. 1935)

 Его Святейшество Далай-лама является традиционным главой Тибета – духовным и политическим. Нынешний Далай-лама – четырнадцатый в линии перерожденцев, отождествленных как перевоплощение Гендун Дуба, 1-го Далай-ламы, йогина и учителя, бывшего прямым учеником Ламы Цонкапы.

Начиная со времени Великого Пятого Далай-ламы, фигура Далай-ламы связывается с религиозной широтой и открытостью, особенно в плане взаимодействия новых и старой школ.
Далай-лама Тэнзин Гьяцо родился 6 июля 1935 года. В условиях нависшей опасности потери страной независимости после китайской коммунистической революции он принял на себя полномочия правителя Тибета и пытался в переговорах с Мао Цзэдуном отстоять важнейшие права тибетского народа, особенно в плане религиозной жизни. Когда это не удалось, и все попытки завершились ужесточением военного китайского правления в Тибете и народным тибетским восстанием 10 марта 1959 году, он покинул Тибет, уйдя в эмиграцию в Индию, чтобы заняться там делом спасения тибетской религиозной традиции и культуры.
Тэнзин Гьяцо получил сам посвящение Калачакры в 1953 г. в возрасте 18 лет. Год спустя он передал свое первое посвящение Калачакры в Лхасе. Всего же в Тибете он передавал посвящение дважды: в мае 1954 и в апреле 1956.
В Индии в эмиграции он проявил в полной мере свою приверженность миссии Далай-лам и экуменическую позицию практика Калачакры – он приложил много  стараний для воссоздания важнейших монастырей всех четырех школ тибетского буддизма, с соответствующими традициями образования и религиозных практик.
Он проводит встречи и конференции с участием глав четырех школ и сам лично передает учения четырех школ тибетского буддизма. Также он поддерживает пятую школу – искоренявшуюся прежде по политическим мотивам Чжонанг и традицию добуддийской тибетской религии Бон.
Демонстрируя «калачакринскую» широту и позицию открытого межконфессионального, внутрибуддийского диалога в рамках тибетского общества, Далай-лама выступил с тех же позиций и по отношению к другим религиям мира. На его примере можно видеть, как принцип межрелигиозного диалога, представляющий из себя яркую характеристику системы Круга Времени, воплощается в жизнь.
К настоящему моменту Далай-лама передал посвящение Круга Времени уже более 30 раз, и причина, почему он передает это посвящение так много, состоит в том, что, как он определяет это, оно вносит в мир гармонию, что составляет цель учения Круга Времени. Ярким примером такого события был фестиваль «Калачакра за мир: Грац, 2002», на который собрались буддисты и заинтересованные сторонники мира в духовной сфере с разных стран Европы, всего в общем 10 000 человек.
Другая яркая характеристика Его Святейшества, соответствующая системе Калачакры, состоит в отношении к науке и современной цивилизации. Далай-лама Тэнзин Гьяцо за время своей жизни на Западе являлся инициатором многих международных конференций и круглых столов по вопросам диалога религии и науки, религии и политики, т.д. и был провозглашен в качестве почетного гостя крупнейшими университетами и другими научными и культурными центрами стран Европы, Азии, Америки и Австралии.
Также  Далай-лама является не только крупнейшим в мире буддийским лидером, но и выдающимся общественным деятелем, мыслителем, лауреатом Нобелевской премии мира, автором многих книг по философии, практике буддизма и книг, посвященных общечеловеческим проблемам и ценностям, в частности, этике нового тысячелетия.
За  время своей жизни на Западе Далай-лама Тэнзин Гьяцо являлся инициатором многих международных конференций и круглых столов по вопросам диалога религии и науки, религии и культуры, политики, что тоже выражает его стиль мышления как практика Круга Времени. Он был приглашаем в качестве почетного гостя крупнейшими университетами и другими научными и культурными центрами стран Европы, Азии, Америки и Австралии.
Последняя программная работа Далай-ламы, сразу получившая широкую популярность, – «Этика для нового тысячелетия»  обращена к решению острых проблем в разных областях современного мира.
 
Список посвящений Круга Времени, переданных
Его Св. Далай-ламой XIV до 2006 г.
·                    1. Норбулинка, летний дворец Далай-лам, Лхаса, Тибет. 1954
·                    2. Норбулинка, летний дворец Далай-лам, Лхаса, Тибет. Апрель 1956
·                    3. Дхарамсала, Индия. Март 1970.
·                    4. Билакупп, ЮжнаяИндия. Май 1971
·                    5. Бодхгайя, Индия. Декабрь 1974
·                    6. Лех, Ладак, Индия. Сентябрь 1976
·                    7. Мэдисон, США. Июль, 1981
·                    8. Диранг, АруначалПрадеш, Индия. Апрель, 1983
·                    9. р-ны Лахул и Спити, Индия. Август, 1983
·                    10. Рикон, Швейцария. Июль 1985
·                    11. Бодхгайя, Индия. Декабрь, 1985
·                    12. Занскар, Ладак, Индия, Июль 1988
·                    13. Лос-Анжелес, США. Июль 1989
·                    14. Сарнатх, Индия. Декабрь 1990
·                    15. Нью-Йорк, США. Октябрь 1991
·                    16. Калпа, Химачал Прадеш, Индия. Август 1992
·                    17. Gangtok, Sikkim, Индия. Апрель 1993
·                    18. Джиспа, Химачал Прадеш, Индия. Август 1994
·                    19. Барселона, Испания. Декабрь 1994
·                    20. Мандгод, ЮжнаяИндия. Январь, 1995
·                    21. Улан-Батор, Монголия. Август 1995
·                    22. Табо, ХимачалПрадеш, Индия. Июнь 1996
·                    23. Сидней, Австралия. Сентябрь 1996
·                    24. Салугара, Западная Бенгалия, Индия. Декабрь 1996.
·                    25. Блумингтон, Индиана, США. Август 1999.
·                    26. Кей Монастырь, Спити, Химачал Прадеш, Индия. Август 2000.
·                    27. Грац, Австрия. Октябрь, 2002.
·                    28. Бодхгайя, Индия. Январь, 2003.
·                    29. Торонто, Канада. Апрель 2004.
·                    30. Амаравати, р-нГунтур, АндраПрадеш, Индия. Январь, 2006.
 
Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо. Статья «Один и четыре»
 
Вот что интересует меня главным образом: сегодня на нашей планете живет более пяти миллиардов людей. Среди этих пяти миллардов, я думаю, самое большее, один миллиард искренне верующих. Посмотрим на остальные четыре миллиарда. Они – большинство. Будущее мира во многом зависит от этих четырех миллиардов. Понимаете, мы должны вместе подумать о том, как найти подход к тем, кто составляет это большинство.
 
Я полагаю, что эти четыре миллиарда людей уже в основном узнали на опыте ценность сострадания, ценность любви через общение с родителями и некоторыми ближайшими друзьями. В глубине их природы есть потенциал для развития сострадания, так как они люди.
 
Я думаю, мы сможем объяснить и показать остальным четырем миллиардам человечества, как следует жить с соседями, с самим собой, чтобы достигать желаемого – счастья, лучшего будущего для самого себя.
Действовать следует в сфере человеческой любви. Это не есть нечто священное, нечто религиозное, это в ваших собственных интересах – то, что   необходимо для вашего счастья, вашего собственного будущего.
Нартанг Бюллетень, 1993, №6 (12) июнь 1993
 
 
Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо. «Общечеловеческий подход к миру на Земле»
 
Я утверждаю, что все основные религии мира – буддизм, христианство, конфуцианство, индуизм, ислам, джайнизм, иудаизм, сикхизм, даосизм, зороастризм – проповедуют схожие идеалы любви, имеют одно и то же назначение – приносить помощь человечеству посредством духовной практики, и стремятся к одинаковой цели – сделать своих последователей лучше. Все религии дают наставления для самосовершенствования. Все религии учат нас не лгать, не воровать, не убивать и т.п. Все нравственные наставления, сформулированные великими учителями человечества, направлены на воспитание бескорыстия. Великие Учителя хотели увести своих последователей от дурных деяний, порождаемых невежеством, и направить их на путь добродетели.
Все религии мира одинаково признают необходимость обуздания недисциплинированного ума, в котором гнездятся эгоизм и прочие корни бед, и каждая религия указывает путь, ведущий к такому духовному состоянию, для которого характерны умиротворенность, дисциплина, нравственность и мудрость. Именно в этом смысле я считаю, что все религии проповедуют, в сущности, одно и то же.
Если мы коснемся чисто метафизического аспекта религии, то обнаружим бесконечные академические споры. Однако гораздо полезней попытаться приложить в повседневной жизни общие принципы добродетели, проповедуемые всеми религиями, нежели спорить из-за второстепенных различий в подходах. Существует много разных религий, назначение которых – дать человечеству утешение и счастье, подобно тому, как существуют разные способы лечения различных заболеваний, ибо все религии стремятся по-своему помочь живым существам избежать невзгод и стать счастливыми.
Суть дела не в обращении в свою религию. К примеру, я не думаю о том, чтобы просто пропагандировать буддизм. Скорее, я пытаюсь думать о том, как я, будучи буддийским гуманистом, могу способствовать обретению людьми счастья.
Указав на основополагающее сходство религий мира, я не пропагандирую какую-либо одну религию в ущерб всем остальным, не пытаюсь основать и новую «мировую религию». Все многообразие религий мира нужно для того, чтобы обогащать человеческий опыт и мировую цивилизацию. Ум человеческий, многообразный по своей широте и склонностям, требует и разных подходов к миру и счастью.
 
(Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. Нартанг – Угунс, 1991)
 
 
Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо
 
В наши дни, вместо того, чтобы искать поддержку друг в друге, мы, когда только возможно, полагаемся на машины и службы сервиса.
 
Мы видим, что современная жизнь организована так, чтобы каждый как можно меньше зависел от других.
Несмотря на то, что миллионы живут в очень тесной близости друг к другу, похоже, что многим людям, особенно пожилым, не с кем поговорить, кроме своих домашних животных. Современное индустриальное общество часто поражает меня тем, что оно похоже на огромную самодвижущуюся машину. Оно не подчинено людям; наоборот, каждая личность является крошечным и незначительным винтиком, у которого нет выбора, кроме как двигаться, когда движется вся машина».
Из кн.: «Этика для нового тысячелетия»



вернуться назад