Предпосылки практики Круга Времени: основы буддизма


Предположим, мы заинтересовались Калачакрой, основываясь на том, что узнали нечто об особенном содержании учений Калачакры, истории Калачакры и отношении этой тантры к миру на Земле. И все равно нам надо решать, будем ли мы действительно готовы получить посвящение  и погрузиться в практику Калачакры или будет лучше  присутствовать как хорошо информированному и вдохновленному происходящим наблюдателю? Наиболее разумно основывать свое решение на том, насколько мы подготовлены.
 
Главная подготовка – это тренировка по ламриму, поэтапному пути поведения, общения, мышления и чувствования, ведущему к Пробуждению.
Первый шаг – это принятие надежного, здорового и положительного направления в жизни, указанного Буддами, их учениями и общиной тех, кто хорошо развит в этом отношении.
Обычно переводимое как «принятие Прибежища»,  это направление для работы над собой,  чтобы преодолеть проблемы и обрести те качества, которые необходимы для принесения пользы другим настолько полно, насколько это возможно. Установление такого направления в жизни означает ведение своей жизни на основе понимания и уверенности в законе причины-результата в поведении. Чтобы   избегать страданий и проблем, мы воздерживаемся от разрушительного образа действий, а  чтобы испытывать счастье, мы действуем конструктивным образом.
 
Наиболее полезная подготовка к тантре – это стремление  развивать три главных подхода на пути или точки зрения на жизнь: отречение, бодхичитту и понимание пустоты.
Отречение – это желание устранить проблемы и их причины, и оно базируется на сильной решимости освободиться от того страдания, которое они вызывают. Например, поскольку нам совершенно не нравится одиночество и крушение надежд, мы жаждем и решаемся отбросить не только свои нездоровые отношения с другими, но также и свои отрицательные личностные черты и ошибочный,  искаженный образ себя  - все то, что мешает нашим взаимоотношениям.
 
Бодхичитта – это сердце, устремленное к достижению Пробуждения, преодолению всех недостатков и реализации всех потенциалов, ради блага каждого. Она побуждается любовью и состраданием ко всем существам и чувством ответственности за помощь им – такую, какая только возможна, чтобы преодолеть их проблемы и достичь длительного счастья.
 
Пустота означает отсутствие вымышленных способов существования.
Как правило, мы представляем себя, других и все феномены как существующие невозможным образом, не согласующимся с реальностью. Мы мысленно фабрикуем фантазии разных уровней большей или меньшей тонкости и проецируем их на себя и на все и всех вокруг нас.
Например, на одном уровне мы представляем, что родились, чтобы пропасть в этой жизни, что никогда не преуспеем в установлении или поддержании удовлетворительных отношений с кем-либо и что какой-либо другой человек или внешние обстоятельства никогда не виноваты в том, что  все идет плохо. На более тонком уровне мы одержимы собой, думая, что существуем как некое твердое «я» внутри этой головы которое, как мы опасаемся, никто не полюбит и все отвергнут. Замороченные этими своими фантазиями относительно реальности,  мы действуем, исходя из заблуждения, и так возникает неспокойная ситуация. Даже до того, как возникнет какой-то конфликт, мы так нервничаем и рефлексируем, что сами создаём неудачу во взаимоотношениях.
Наше поведение не только выстраивает и заново усиливает модель кармических потенциалов, дающих возможность проблемам вызреть в будущие взаимоотношения, но также и запускает механизм вызревания прошлых потенциалов в форме нынешнего неприятия нас.
 
Перед тем как вступить в тантрическую практику, нам надо понять, по крайней мере, что наши проекции самых грубых уровней не соответствуют ничему реальному. Никто не рожден пропащим человеком и никакие отношения не осуждены на провал. Такое понимание приходит из воззрения на реальность, или "правильных взглядов" пустотности, соответствующих, по крайней мере, одной из махаянских систем тех философских школ, в которых наставлял Будда, – читтаматре или одной из школ мадхьямаки.
В согласии с этими системами, не только мы сами, но все лишено существования неким придуманным образом. Конкретные системы взглядов здесь отличаются прежде всего в уровне тонкости тех фантазий, к которым они адресованы.
 
Дальше для подготовки к тантре требуется вера и убежденность в тантрических методах в целом, а в особенности в методах высшего класса – в ануттарайога тантре, -как представляющих наиболее эффективные средства для достижения Пробуждения. Всякий человек, имеющий такую убежденную веру, общую систему представлений о трех главных путях в своем уме и фундамент, называется в Ламриме "подходящим сосудом" (вместилищем) для получения посвящения Калачакры. Нам надо оценить себя, достаточно ли мы подготовлены.

Это отрывок из книги Александра Берзина "Посвящение в Калачакру". Полный текст доступен на сайте издательства "Нартанг" https://narthang.ru/product/prinyatie-posvyascheniya-kalachakry-elektronnaya-kniga




вернуться назад