Шамбала

Шамбала: утопия, миф, буддийская реалия, матрица Калачакры? 

 

«Шамбала блистающая» - написал о Шамбале Н.К. Рерих, и это поэтическое название стало распространяться в других книгах при упоминании Шамбалы. Однако в данном случае «блистающая» было не метафорой, но  прямым переводом традиционного эпитета: по-тибетски Пэл-дэн, в санскрите Шри, иначе означающего также «славная», «великолепная». Блистающая, великолепная страна «Блистающего, великолепного Круга Времени»  – «Шри Калачакры». Таково и само название лагху-тантры, сокращенного текста тантры. В этом тексте приводится описание чудесной страны, утверждающее образ «Шамбалы блистающей».

Представления о Шамбале существовали и в индуистской литературе, но имели там несопоставимо меньшее значение и влияние, чем в буддизме. Буддийские же сведения о Шамбале оказались не только значимыми для буддийской тантры, но и  притягательными для западной культуры, начиная с XIX в. и спровоцировали появление нового мифа на Западе. В итоге к настоящему времени мы  имеем дело с тремя мифами о Шамбале:

  • индуистским – узко-локальным в индийской культуре;
  • буддийским – наиболее развитым и влиятельным;
  • западным: теософским и нью-эйджевским – созданным на основе буддийского и индуистского мифов.

Шамбала в плане существующего в культурах мифа может быть отнесена, по классификации социально-философских наук, к самым прославленным в мире утопиям, или, как называет это Дж. Андерсен, можно сказать, тема Шамбалы обладает «способностью активизировать архетипические темы в человеческом сознании, в особенности, могущественный меме (комплекс социо-культурной трансляции) типа утопии или апокалипсиса[1]. И все же при этом требуется принимать во внимание, что в рамках буддизма Ваджраяны Шамбала – это религиозная реалия, содержательный элемент буддийской тантры. Если разбираться, какая это религиозная реалия, то, по-видимому, в буддийской специфике это реалия,  трактуемая более как сфера медитативного опыта, нежели как географическое, историческое  или социально-утопическое понятие.

Для системы практики Калачакры Шамбала имеет значение

       как исходное место (лоно, матрица),

  • откуда тантра, если придерживаться версии буддийской традиции,   после того, как она была туда передана самим первоучителем Буддой Шакьямуни, в результате сбережения и заботливого развития  была распространена обратно в мир людей;
  • откуда, в случае глубокой медитативной практики буддийского подвижника, особенно практики Калачакры, могут продолжать поступать учения, если с Шамбалой в медитации устанавливается связь;

      как конечное место - значительное место грядущего, в котором верующие подвижники Калачакры стремятся переродиться для следующих целей:

  • чтобы иметь самые благоприятные условия  для высших стадий духовного пути – поскольку, как считается, именно Шамбала является той сферой, где обитатели занимаются практикой учения Круга Времени,
  •  чтобы содействовать силам добра в одолении сил зла при решающей вселенской битве – в так называемой «шамбалинской войне».

Помимо этих смыслов, в буддийском феномене Шамбалы  есть еще и такой: Шамбала своей историей,  своей проблематикой особых  обстоятельств напряжения  межрелигиозных и межэтнических отношений выявила и развила в самой системе учения Круга Времени особенный посыл духовности, направленный на преодоление розни. Именно об этом посыле говорит Его Св. Далай-лама и другие современные учителя Калачакры как о миротворческой миссии Круга Времени.

При подходе научного исследования к теме Шамбалы имеются две принципиальные возможности ее рассмотрения:

  • как существовавшей исторически страны, повлиявшей на формирование мистического образа;
  • как мистического образа страны, представленного в Тантре существующим исторически во внешнем пространстве. 

Причем в рамках обоих вариантов есть еще разные возможности сочетания доли «исторического» и «мистического»:

  • Первый вариант в своем максимальном выражении: именно такая страна существовала, называлась именно так, играла именно такую роль для Калачакры, была запечатлена в тексте буддийской тантры, а впоследствии исчезла во всех планах свидетельств, кроме текста тантры, сохранившего ее в мистическом образе.
  • Первый вариант со сдвигом тенденции ко второму варианту: существовала некая страна, которая называлась по-другому, играла не настолько исключительную роль для Калачакры, но как-то способствовала распространению этой тантры. Она могла не исчезнуть, а трансформироваться на дальнейшем историческом этапе так, что историю ее  связи с Калачакрой требуется реконструировать.
  • Второй  вариант со сдвигом тенденции к первому варианту: в тексте буддийской тантры оказался запечатлен образ некой страны, о которой было известно авторам, которая  существовала и, хотя и не называлась именно Шамбалой и не играла в действительности именно такую ключевую роль для Калачакры, но представлялась авторам, записавшим текст тантры на основе передачи буддийской традиции и своего медитативного опыта, соответствием идеальному образу мистической страны (Шамбалы)  во внешнем мире, исходя из того, что они (авторы) об этой  некой стране знали.
  • Второй вариант в своем максимальном выражении: не существовало никакой страны, являвшей коррелят мистическому образу Шамбалы, но авторы записали только постигнутый в мистическом опыте идеальный образ, о котором сообщили, что он имеет воплощение во внешнем мире и в истории.

Описание Шамбалы

Судя по обстоятельствам первой проповеди Круга Времени - Калачакры, эта ваджраянская система тесно связана с землей Шамбала. Шамбала лежит на север от Индии и Гималаев. Она находится на север от реки Ситы (отождествляется с рекой Тарим в Восточном Туркестане). Это земля подвижников тантры, и сама ее география отражает этот факт. Шамбала сформирована в виде гигантского лотоса с восемью лепестками. Внешний периметр целого лотоса сформирован кругом великих снежных гор, так же как периметр перикарпия (внутреннего круга), который образует центральную треть всей страны. Границы-зазоры лотосовых лепестков сформированы реками и снежными горами, а вся земля покрыта прекрасными озерами, прудами, лугами, лесами и рощами.

Центральная сердцевина (перикарпий) Шамбалы несколько приподнята над окружающими лотосовыми лепестками, и на ней стоит столица Шамбалы - Калапа. Калапа имеет двенадцать лье в ширину, и ее дворцы сделаны из  золота, серебра, бирюзы, кораллов, жемчугов, изумрудов, лунного хрусталя и других драгоценных камней. Калапа сверкает таким блеском, что диск полной луны над ней - просто бледное пятно. Свет, отбрасываемый зеркалами на внешних стенах дворцов, настолько ярок, что ночь невозможно отличить ото дня.

Троны во дворцах возведены из  наичистейшего кованного золота и из золота реки Джамбу. Напротив тронов находятся хрустальные смотровые стекла, которые позволяют смотреть на далеком расстоянии. На потолке есть особенные круглые хрустальные «небесные огни», позволяющие обозревать дворцы, богов и парки солнца, луны и звезд, так же, как и вращающиеся небесные сферы и даже зодиак, все так, словно бы оно было перед вами. В окружение тронов во дворцах имеются решетчатые экраны, сделанные из сандалового дерева, которые источают благоухания, ароматизирующие  воздух на мили. Кушетки и подушки изготовлены из превосходных, наиболее драгоценных тканей. Если коротко, то каждое строение в Калапе стоит много великих гор золота.

На севере Калапы есть лесистые, скалистые, кристальные вершины. На гранях пиков есть рисунки очень большой высоты, изображающие Будд и богов. Когда на них смотрят с расстояния, тогда эти изображения очень ясные, а когда смотреть вблизи, они делаются неразличимы. Там есть сто тысяч этих образов, по десять тысяч каждого из десяти Бодхисаттв: Бхадрапала, Мерусикхарадхара, Кшитигарбха, Манджушри, Авалокитахалахала, Арья Тара, Гухьякадхипати Ваджрапани, Деви Кесини, Парамартхасамудгата и Майтрея.

На юге селения Калапы есть роща радости из сандаловых деревьев. Она двенадцать лье в ширину, так же, как и селение Калапа. На востоке рощи есть миниатюрное озеро Манаса, двенадцать лье в ширину. На западе есть белое лотосовое озеро такого же размера. Люди, боги и наги развлекаются себя в этих озерах в лодках, сделанных из драгоценностей.

Роща  радости из сандаловых деревьев находится между двух озер, а в середине рощи есть мандала – священный круг Владыки Круга Времени - Бхагавана  Калачакры, сделанный царем Сучандрой. Эта мандала состоит из божеств мужского и женского рода, и она исполнена из пяти драгоценных материалов: золота, серебра, бирюзы, кораллов и жемчуга. Эта мандала трехмерная, квадратная, четыреста   локтей в ширину.

Вовне находится мандала Тела. Она квадратная, имеет четыре входа, четыре портала и украшена восемью кладбищенскими землями. Она окружена пятью оградами и вовне украшена четырьмя кругами земли, воды, огня и ветра, а затем кольцом ваджров.  Диаметр ваджрного круга – восемь сотен локтей.

Мандала Речи находится в середине мандалы Тела. Она квадратная и вполовину меньше по размеру, чем мандала тела. Она имеет четыре входа и украшена  четырьмя порталами. Она окружена тремя оградами.

Мандала Духа вполовину меньше по размеру, чем мандала Речи. Она квадратная,  имеет четыре входа и украшена  четырьмя порталами. Она окружена пятью оградами.

Мандала Гнозиса (тиб.: ye shes - Исконно-знание) вполовину меньше по размеру, чем мандала Духа. Она изукрашена  шестнадцатью колоннами. Восьмилепестковый лотос вполовину меньше по размеру, чем круг Гнозиса (Исконно-знания). Одна треть лотоса – это его сердцевина (перикарпий).

Так, мандалы Тела, Речи и Духа наделены всеми предписанными характеристиками. Они увешаны подвесками   и  полу-подвесками из жемчуга. На них есть с украшенная драгоценностями каймы-гобелены, балдахины и деревья бакули. Их освещают зеркала, полумесяцы и колокола.  Эта мандала была воздвигнута Царем Сучандрой,  но есть там  в роще также много других превосходных мандал, которые были воздвигнуты царями, последовавшими за ним.

 Калки (Царь преемственности) Шамбалы завязывает свой узел волос на макушке своей головы; он носит тайное облачение на волосах, сделанное из волос мертвого льва,  и корону, отмеченную символами пяти родов Будд. Он одет в костюм Всесенского Правителя (Чакраварти-раджа), и удачливые люди могут обрести хороший путь, если просто увидят или коснутся его. Составляющие эмблемы Калки кольца в ушах или браслеты на руках и ногах сделаны из золота реки Джамбу.  Свет от его украшений смешивается со светом, который происходит от белого и красного сияния его тела. Оно сияет до горизонта: оно такое сверкающее, что даже боги не в силах переносить его.

У Калки есть великолепные министры, генералы и много великих цариц. У него есть охрана, слоны и слоновьи дрессировщики, кони, повозки и паланкины. Его богатство и богатство его подданных, власть его   удодейственных наговоров, наги, демоны и злокозенные  силы, ему служащие, богатство, ему подносимое киннарами (чудесными существами, соединяющими в себе людей, богов и животных. – МК), качество его еды, - все  таково, что в этом не может с ним состязаться сам Владыка богов.

Поскольку Калки имеет много цариц, у него множество сыновей и дочерей. Однако, когда тот, кто становится Калки, рождается (неважно при этом, старший он сын или нет), проливается дождь из белых лотосовых цветов и за неделю до его рождения макушка его тела излучает свет, как будто светозарная драгоценность. А мать-царица, дочь одного из девяноста-шести сатрапов Шамбалы,  выделяется тем, что во время ее рождения ниспадает дождь голубых лотосов и громадный прежде неизвестный цветок вырастает прямо перед ее домом. Калки и его царицы имеют четыре цели в жизни: чувственное наслаждение, богатство, нравственность и Освобождение. Они никогда не болеют и не стареют и, хотя наслаждаются постоянно чувственным удовольствием, их добродетель никогда не идет на убыль. У Калки бывает не больше, чем один или два наследника, но у него много дочерей, которых даруют как ваджринь (ваджрных дев) во время посвящений, которые проводятся ежегодно в полнолуние месяца Чайтра.

Каждый  из восьми лепестков лотоса Шамбалы имеет в своем составе 120 миллионов деревень. И так, если сложить их вместе, в Шамбале получится 960 миллионов деревень.  Каждые десять миллионов деревень управляются сатрапом, и всего получается девяносто шесть сатрапов. Эти сатрапы обучают Калачакре до тех пор, пока продолжает существовать Дхарма Будды. Большинство из них являются практиками тайного наговора. Каждый из девяноста шести сатрапов имеет чудодейственные средства: когда требуется послать гонца, гонец мгновенно прибывает туда, куда пожелает сатрап.

Дома в этих 960 миллионах деревень Шамбалы - это приятные двухэтажные домики, схожие с домами в Индии. Люди, рожденные в Шамбале, обладают прекрасными телами и внешностью, и они очень богаты. Даже те, кто имеет сравнительно мало богатства, обладают примерно ста сокровищницами, полными драгоценностей.  Люди Шамбалы носят головные уборы и белые или красные хлопковые одеяния. Женщины носят белые или голубые декоры, вышитые и расписанные прекрасными рисунками.

Народ Шамбалы живет в согласии с очень мягкими законами – заключение в тюрьму и применение палок здесь неведомо. Здесь абсолютно нет болезней, голода и тому подобного. Люди по своему естеству хорошие, умные и склонные к добродетели. Большинство людей, рожденных в Шамбале, достигают состояния Будды в течение этой самой жизни посредством Гухьясамаджи («Свода тайн» - МК), Самвары («Круг наивысшего блаженства» - МК), Хеваджры («О!-Ваджр»), Калачакры и других  тантрических систем Ануттара-йоги. Большинство из них достигают таких самадхи (средоточение - МК), которые описаны в сутрах Запредельной мудрости (Праджняпарамиты). Даже слуги мирян, которые не практикуют медитацию, способны достичь чистой земли методом переноса сознания (тиб.: пова – МК) во время смерти. Никто не перождается в дурных уделах существования из Шамбалы.

Монашество и разные священные репрезентации Тела, Речи и Духа Будды (такие как образы, тексты, ступы и т.д.) получают безмерное уважение и почитание в Шамбале. Похоже, что большинство монахов там обеспечиваются со стороны слуг-нагов (водяных - МК) или асуров (демонов) посредством силы магических наговоров, но в целом монашество не имеет в имуществе прекрасных вещей. Они ходят с непокрытыми головами и босоногие и только имеют три монашеских предмета и чашу для подаяний: они предельно благочестивы по отношению к малейшему из обетов Винаи.

Все достоверные учения Будды, которые существуют на южном  континенте – Джамбудвипе (который включает Землю), имеются в Шамбале. От мельчайших практик восемнадцати школ Вайбхашики, таких как правила для монашества относительно полоскания рта  до и после еды и включая писания и комментарии по четырем классам тантр Махаяны, все здесь представлено. В частности, учения ламы Цонкапы и его учеников были чудесным образом перенесены сюда в Шамбалу из Тибета героями, чудодеями и Калками Шамбалы.

 (По John R. Newman. A brief history of the Kalachakra // The Wheel of Time. The Kalachakra in context. Dear Park books. Madison, 1985. Источники для описания у Ньюмана: kLong rdol 1765:238-246; Vimalaprabha (S) 15f-15b; (T) 354-355; Sri Kalacakra (S&T) I. 149-150; mKhas grub 1434:1068-1079).

 

Шамбала в буддийской традиции: история и география

 Как объясняет буддийская традиция, Шамбала  - это не совсем обычная страна, подобная всем другим, существующим на нашей Земле во внешнем мире. В рамках самого буддизма тема Шамбалы появляется только внутри тантрической йоги Вадржраяны (иначе – «тайной мантры» или «тайного наговора», тиб.:  gsang sngags). И появляясь в традиции буддийской тантры, Шамбала имеет значение для буддизма только в плане ее связи с системой Круга Времени – то есть не благодаря Шамбале как мифу, как идеальной стране, буддийской утопии или земле апокалиптической миссии появляется в буддизме учение Круга Времени, но наоборот – благодаря учению Круга Времени появляется и сама тема Шамбалы (как мифа, как идеальной страны и т.д.). Калачакра для Шамбалы – «сертификационный пропускной билет» в буддизм.

Вот, например, как объясняет Его Св. Далай-лама Тэнзин Гьяцо смысл Шамбалы: если другие тантрические системы были связаны с отдельными личностями  (как, например, Гухьясамаджа – «Свод тайн» был связан с Индрабудхи), то Калачакра-тантра оказалась связана с целой страной. И это внутренняя, глубоко присущая связь – со всей структурой страны: девяноста шестью областями, князьями, всем окружением.

И все же, - говорит Далай-лама, - «Если вы разложите карту и начнете искать Шамбалу, она будет необнаружима. Она скорее похожа на чистую землю, которая для тех, чья карма и заслуги еще не созрели, не может быть сразу увидена и открыта для посещения.  Так же, как обстоит дело, например, с чистой землей Радостной (санскр.: Тушита, тиб. dga’ ldan), с горой Да-ла и другими, даже хотя Шамбала и является настоящей землей – настоящей чистой землей, она не может быть тотчас доступна для простых людей тем же образом, как если покупают куда-нибудь  авиабилет. Может быть, в будущем, когда разработают технологии, при которых можно двигаться быстрее света, тогда вы сможете туда полететь – но билеты могут быть дороги! Нет, в действительности, мы можем считать за билет свои праведные действия - и от нас требуется некоторое богатство праведности, чтобы попасть туда»[2].


 

[1] J. Andersen. Kalacakra. Textual and ritual perspectives. Harvard University, 1997. P. 20.

 

[2] Tenzin  Gyatso, the Dalai Lama. The Kalachakra Tantra. Rite of initiation. Tr. J. Hopkins.1985.

 

 


 




вернуться назад