Психология

Курс лекций – Психология познавательных процессов

Мария Фаликман, доктор психологических наук, руководитель, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке

https://postnauka.ru/courses/54141

В этом курсе мы попробуем сделать невозможное: поговорить обо всех познавательных процессах человека, каждый из которых достоин своего собственного курса. Мы обсудим эти процессы, сгруппировав их в два класса вслед за Л.М. Веккером: с одной стороны, собственно когнитивные процессы, которые дают нам представление о мире, — ощущение, восприятие и мышление; с другой стороны, процессы «сквозные», пронизывающие наше познание и задающие ось психологического времени, — память, внимание и воображение.
Одна из проблем психологии как науки в том, что она оперирует теми же словами, что и обыденный язык. Каждый из нас по своему опыту знает, что такое память, что такое внимание, что такое ощущение, но в своей повседневной жизни мы пользуемся этими словами не всегда в том смысле, в котором их используют ученые-психологи, вынужденные четко очерчивать и определять область своих исследований, обеспечивая возможность накопления и передачи знаний.

Поэтому мы будем начинать с определений. Следующий, линнеевский шаг любой науки — систематизация явлений. Мы обсудим основания для классификации отдельных познавательных процессов и немного поговорим о том, что известно об их разновидностях, а где-то сумеем побеседовать об экспериментальных исследованиях, позволивших психологам приблизиться к пониманию ошибок памяти, ограничений внимания, иллюзий восприятия и условий решения творческих задач.

В этом вводном курсе почти не будет теорий и объяснительных моделей. Кроме того, мы не будем говорить о процессе использования языка — речи, которая регулирует человеческое познание (Л.М. Веккер включает ее в число «сквозных» процессов) и особенно неразрывно связана с мышлением, — даже краткому введению в проблему речевого мышления и исследования понятий пришлось бы посвятить отдельную лекцию. Но общее представление о многообразии познавательных процессов человека слушатели непременно получат.

Познавательные процессы человека

 




вернуться назад