Биография Учителя Кирти Цэншаба Ринпоче

Этот худенький старичок в очках, воплощающий всем своим видом доброту и сострадательность, кажется обычным тибетским монахом возраста около 60 лет. По произношению сразу можно угадать выходца из Амдо – Северо-Восточной провинции Тибета, прилегающей к озеру Кукунор (тиб. Нгонцо) – области на  границе с Китаем и территорией монгольских племен – Цайдамом. В действительности, ему 78 лет, и его фотографию можно встретить в алтарях многих почтенных Учителей, монахов в монастырях и отшельников в Дхарамсале и в горах над Дхарамсалой – городом в штате Химачал Прадеш, в предгорьях Гималаев, где располагается резиденция Его Св. Далай-ламы и живут выдающиеся тибетские ламы-перерожденцы. 

 

Он родился в 1926 г. и в возрасте 5 лет был распознан известным амдоским ламой – Кирти Римпоче как перерождение настоятеля Кирти монастыря. В возрасте семи лет он поступил в этот монастырь монахом. Затем он получил там полное образование по программе университета Депунг Лоселинг и позднее стал настоятелем монастыря. В 1957 г. он присоединился к новому Кирти Римпоче, который должен был поступить в Депунг-Лоселинг в Лхасе, чтобы заботиться о нем, так как Кирти Римпоче был еще юн, и обучать его по дебатам.
Когда тибетцы пришли вослед за Его Св. Далай-ламой в Индию в 59 г. и начали поселяться и искать формы выживания здесь, Кирти Цэншаб Римпоче после шестимесячного путешествия из Амдо через северное плато Тибета – Чангтанг  сначала прибыл в Бодхгаю, где находился тогда Его Святейшество. Затем, когда Его Св. Далай-лама основал первые школы для тибетских детей, Римпоче взялся  работать учителем в тибетских  школах для детей беженцев – сначала в Сока Лобта, затем в TCV – Тибетской Детской Деревне на горе над Дхарамсалой. Так прошло 7 лет, пока к нему не начали ходить многочисленные посетители – ученики, верующие. В то время  дирекция  школы заметила, что место школьного учителя не соотвествует рангу Римпоче, и как раз наступил период первой замены учителей. Римпоче выразил желание уйти в затвор, для него был построена хижина на горе за МклеоГанчжем, рядом с белой ступой, туда он и переселился. Там Римпоче прожил с 1970 по 1983 г. – в полном покое, укрывшись от посетителей и суеты. В 1983 г. состояние его здоровья оказалось подорвано зимним холодом и сыростью периодов дождей, тяжело переносимых непривычными к тому тибетцами – особенно в жалких затворнических хижинах, сложенных из плоских сланцевых камней, без какого-либо утепления и печки. Для лечения дыхательных путей в 1983-1985 гг Римпоче на зиму стал переселяться вниз – ближе к дому Чопра, где жил Его Св. Линг Римпоче, старший Учитель Далай-ламы.
Только когда Его Св. Далай-ламе потребовалось получить передачу линии наставлений по Калачакре, и выяснилось, что никто из учителей Далай-ламы не имеет этой передачи во всей полноте, с выполненными по всем необходимым практикам затворами, тогда вспомнили про Кирти Цэншаба Римпоче, сидевшего где-то на горе, и обратились к нему. У него была линия передачи традции, и он проделал все затворы. Но он ответил: «Кто я такой, чтобы наставлять самого Далай-ламу? Давайте сделаем так: я передам учение Учителю Его Святейшества, а он, в свою очередь, передаст его Далай-ламе». Тогда его с почтением переселили с горы вниз – ближе к резиденции Далай-ламы, и Римпоче начал передачу учения Серкому-Римпоче, третьему Учителю Его Святейшества.

Начиная с этого времени, Кирти Цэншаб Римпоче сделался известен – к нему стали приходить ученики один за другим и уже не дали вернуться на гору. Также, поскольку из Тибета прибыло довольно много  монахов монастыря Кирти, Кирти Римпоче попросил Кирти Цэншаба Римпоче не подниматься снова в горы – тем более, что  здоровье его еще не поправилось, и заняться созданием в Дхарамсале монастыря Кирти, что и произошло в 1989 г. В «верхней» Дхарамсале - поселении вокруг резиденции Далай-ламы был построен маленький монастырь. Туда проложили свои пути и дотошные  иностранцы.
Так стало складываться, что на вопросы: «У кого можно получить такое-то посвящение Ануттара-йога тантры? А такое-то посвящение? А такое учение? А это?» все чаше люди слышали в ответ от тибетских монахов имя: Кирти Цэншаб Римпоче. В последние годы, несмотря на то, что годы его бегут под гору, и, казалось бы, деятельность должна постепенно сокращаться, Римпоче, напротив, стал больше ездить по миру, откликаясь на приглашения различных буддийских центров. В частности, в нашем журнале полтора года назад мы опубликовали материал про посещение Римпоче Мексики, во время которого он передал посвящение Калачакры в Аматлан де Кетцалькоатль - месте рождения короля толтеков, и там главная жрица древней толтекской традиции вместе с местными жителями обратилась к Римпоче с приветствием как к высшему перерождению Кетцалькоатля, прихода которого толтеки ждали последние семьсот лет.
Несколько раз в своем монастыре и по просьбе Его Св. Далай-ламы – в монастыре Депунг Лоселинг Римпоче передавал цикл, состоящий из 100 посвящений различных йидамов. Но более всего, конечно, Римпоче специализируется на Калачакра-тантре.
Когде ему было 14-15 лет, он получил передачу на большой комментарий по Калачакра-тантре «Незамутненный свет», составленный царем Шамбалы Ригдэном Пэма Карпо. Линия передачи была прервана в Лхасе, но сохранилась в Амдо. Еще в 1950-е годы, когда Его Святейшество Далай-лама проезжал через монастырь Ташикил в Амдо, он объяснил ситуацию и обратился с просьбой к амдоским монахам проявить внимание и не потерять эту линию учения «Незамутненного света».
 
В своем интервью журналу «Мандала» Кирти Цэншаб Римпоче рассказывает о своей связи с тантрой Круга времени и о посвящении:
«Позднее, когда Его Святейшество прибыл в Индию, он спросил, сохранилась ли эта традиция. Тогда я передал эту линию Серкому Римпоче дважды. Серком Римпоче должен был передать ее Его Святейшеству, но он успел преедать только лишь половину и скончался.  По просьбе Его Святейшества, проявляющего большую заботу о сохранении этой традиции, я передал ее однажды Панар-Римпоче из Депунг Лоселинга, затем однажды – Бакуле Римпоче, ладакскому Учителю, один раз настоятелю Калачакра-дацана из монастыря Кирти и однажды Кьонгла-Рато Римпоче. В целом, я передал ее шесть раз. Однажды, после кончины Серкома Римпоче, Его Святейшество попросил меня, главу школы Гелуг Гандан-типа, настоятеля Намьгьел (монастыря Далай-ламы) и гэна Ламримпу проделать 10-тысячный затвор по Калачакре. В это время я еще жил в горах и спустился для проведения этого специального затвора. Позднее, живя в Чопра-хаус, я проделал затворничество  по Телу, Речи,  Духу Калачакры, в завершение которого исполнил большую огненную пуджу. Так я проделал затворничество по Калачакре дважды.»
 
 
«В Тибете высшими ламами, связанными с посвящениями Калачакры, были Его Св. Далай-лама и Его Св. Панчен-лама. Это посвящение отличается от других посвящений тантры, которые обычно могли даваться только малым группам людей. В школе Сакья и сегодня особенно строги относительно этого, и посвящение дается группе не больше 25 человек, а если приходит большее количество народу, то посвящение дается в два раза. Таким образом поддерживается самая (тантрическое обязательство), так же как и чистота наставлений по медитации. Но посвящение Калачакры может передаваться любому количеству народа, здесь нет ограничений. В действительности, всякий, кто слушает, может быть на посвящении Калачакры, - и дети, и даже животные! И существуют причины и специальные преимущества, почему дается это посвящение – например, это сильное впечатление, которое оно оставляет в потоке сознания получающих его людей.
Из-за внутренней неуправляемости умов в это время, в которое мы живем, внешне выявляется много конфликтов, борьбы, и дисгармонии на основе политических, религиозных и идеологических различий людей. Люди в наши дни говорят о загрязнениях окружающей среды, и кажется, что все четыре первоэлемента восстают и производят пожары, наводненияя, землетрясения и т.д. Так что похоже, есть большой смысл давать посвящение Калачакры множеству людей, поскольку связь с Калачакрой помогает обуздывать умы и приводит к внешней гармонии планет.
Его Святейшество Далай-лама передает обширное посвящение Тела, Речи и Духа Калачакры на основе песчаной мандалы, что представляет из себя очень сложную и дорогостоящую церемонию, поскольку требует участия большого числа монахов и помощников. В этом заключается очень большая польза, поскольку столь много людей участвуют в совершении посвящения. Затем песчаная мандала бывает растворена в воде и ветре, и таким образом благословляется окружающая среда.
Что касается меня самого, то в буддийских центрах, куда я приезжаю, невозможно передавать такое сложное посвящение из-за финансовых ограничений, но люди просят меня о посвящении, и я, вместо того, чтобы отказывать им, передаю сокращенное посвящение на основе рисованной мандалы, что, я надеюсь, тоже приносит пользу.
 
Из интервью Кирти Цэншаба Римпоче, данному  Мери Колони и  Терезы Бианки для журнала «Мандала» - Sep-Dec.1998.




вернуться назад